20 декабря 2025

Богини "добрые" и "злые".

На двух печатях с Крита мы можем видеть, что Великая Богиня питает животных; она кормит козла и львёнка соответственно.

(CMS II 3, 239 и 279)

Некоторые образцы ближневосточной иконографии бронзового века представляют аналогичный сюжет:

«Богиня из Угарита, кормящая козлов». Слоновая кость. 14 в. до н. э. Лувр. Париж.

Однако существуют и другие изображения, на которых богини обращаются с животными весьма немилосердно. Вот, например, Артемида держит за горло леопарда и оленя. 


На оттиске среднеассирийской печати «Владычица животных» изображена обнажённой и держит животных вверх ногами:

Second millennium BC Middle Assyrian cylinder seal

"Следующий пример относится к железному веку. Из Северной Сирии происходит печать с обнажённой богиней, которая держит хищного льва и копытное животное за заднюю лапу. Ещё два льва сбоку указывают на жестокие аспекты её природы", - пишет Nannó Marinatos в своей монографии "THE GODDESS AND THE WARRIOR. The naked goddess and Mistress of Animals in early Greek religion". 

Iron Age cylinder seal

Привязка "жестокой" богини к эпохе Ассирийской империи особенно знаменательна. Какие "варварские" нравы царили в той патриархальной империи, о том можно почитать в Сети, но я ограничусь демонстрацией лишь одного древнего барельефа:


Ассирийцы не давали покоя ни людям, ни животных. До нас дошло множество изображений царской охоты на львов. Я приведу, в качестве примера, тоже лишь одно изображение:

Раненый разъярённый лев. Фрагмент рельефов из дворца царя Ашшурбанапала (Ашшур-бан-апли) в Ниневии, 669 – ок. 635 гг. до н.э.

Не будем ходить далеко и в качестве объяснения сей "метаморфозы", - возьмём хорошо знакомую нам Россию. В XX веке здесь два раза (в 1917 и в 1991 гг.) происходила "переоценка ценностей", и то, что прежде считалось "белым", объявлялось "чёрным", и наоборот. Безусловно, подобные трансформации общественного сознания происходили и в далёкой древности. Опять же, на примере русского царя Петра Великого мы знаем, как один человек, ставший во главе государства, может изменить страну до неузнаваемости. 

Очевидно, с переменой нравов в обществе, менялся и образ Богини. Если нравы грубели, такой же грубой становилась иконография.

При этом, надо полагать, даже в Ассирии подспудно существовал альтернативный образ Богини. Одна, патриархальная, находилась на царских штандартах, а другая, матриархальная, пребывала в деревенских хижинах, готовая накормить своим молоком всех - и людей, и животных.


Комментариев нет:

Отправить комментарий