На двух печатях с Крита мы можем видеть, что Великая Богиня питает животных; она кормит козла и львёнка соответственно.
![]() |
| (CMS II 3, 239 и 279) |
Некоторые образцы ближневосточной иконографии бронзового века представляют аналогичный сюжет:
![]() |
| «Богиня из Угарита, кормящая козлов». Слоновая кость. 14 в. до н. э. Лувр. Париж. |
Однако существуют и другие изображения, на которых богини обращаются с животными весьма немилосердно. Вот, например, Артемида держит за горло леопарда и оленя.
На оттиске среднеассирийской печати «Владычица животных» изображена обнажённой и держит животных вверх ногами:
![]() |
| Second millennium BC Middle Assyrian cylinder seal |
"Следующий пример относится к железному веку. Из Северной Сирии происходит печать с обнажённой богиней, которая держит хищного льва и копытное животное за заднюю лапу. Ещё два льва сбоку указывают на жестокие аспекты её природы", - пишет Nannó Marinatos в своей монографии "THE GODDESS AND THE WARRIOR. The naked goddess and Mistress of Animals in early Greek religion".
![]() |
| Iron Age cylinder seal |
Привязка "жестокой" богини к эпохе Ассирийской империи особенно знаменательна. Какие "варварские" нравы царили в той патриархальной империи, о том можно почитать в Сети, но я ограничусь демонстрацией лишь одного древнего барельефа:
Ассирийцы не давали покоя ни людям, ни животных. До нас дошло множество изображений царской охоты на львов. Я приведу, в качестве примера, тоже лишь одно изображение:
![]() |
| Раненый разъярённый лев. Фрагмент рельефов из дворца царя Ашшурбанапала (Ашшур-бан-апли) в Ниневии, 669 – ок. 635 гг. до н.э. |
Не будем ходить далеко и в качестве объяснения сей "метаморфозы", - возьмём хорошо знакомую нам Россию. В XX веке здесь два раза (в 1917 и в 1991 гг.) происходила "переоценка ценностей", и то, что прежде считалось "белым", объявлялось "чёрным", и наоборот. Безусловно, подобные трансформации общественного сознания происходили и в далёкой древности. Опять же, на примере русского царя Петра Великого мы знаем, как один человек, ставший во главе государства, может изменить страну до неузнаваемости.
Очевидно, с переменой нравов в обществе, менялся и образ Богини. Если нравы грубели, такой же грубой становилась иконография.
При этом, надо полагать, даже в Ассирии подспудно существовал альтернативный образ Богини. Одна, патриархальная, находилась на царских штандартах, а другая, матриархальная, пребывала в деревенских хижинах, готовая накормить своим молоком всех - и людей, и животных.
..png)





%20%D0%B2%20%D0%9D%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B8,%20669%20%E2%80%93%20%D0%BE%D0%BA.%20635%20%D0%B3%D0%B3.%20%D0%B4%D0%BE%20%D0%BD.%D1%8D..jpg)

Комментариев нет:
Отправить комментарий