Майкл Грант в своей монографии "Этруски" приводит изображение т. наз. "гробницы щитов и сидений" из Цере.
![]() |
| Интересно, кто должен был сидеть на этих "тронах" в гробнице? |
Эта камера середины VI века до н. э. — одна из трёх в гробнице. Её дизайн имитирует этрусский дом с балочной конструкцией крыши. Над сиденьями, имеющими широкие изогнутые спинки и подставки для ног, на стенах высечены в рельефе большие круглые щиты.
Эти сиденья напоминают каменный "трон царя Миноса" в Кноссе на Крите. Кстати, там же, на стенах ритуального комплекса, при раскопках были обнаружены фрески с изображением щитов.
Майкл Грант говорит о культурном влиянии финикийцев и карфагенян (пунов) на этрусков. Интересно, что этруски всегда дружили и с теми, и с другими, в отличие от греков и римлян, к которыми не могли мирно ужиться.
![]() |
| Ожерелье с подвеской в форме мужской головы с бородой,золото и стекло. Этрусская культура от 525 годов до н. э. |
Карфагенское влияние бесспорно. Для сравнения:
![]() |
| Карфагенская стеклянная подвеска в виде головы, V–IV века до н.э. |
Правда, культурное влияние греков на этрусков тоже имело место быть, и автор даже говорит, что поглощение этрусками греческого искусства было «культурной инъекцией такого масштаба, интенсивности и продолжительности, для которой не приходит на ум никаких прямых аналогов». Однако не надо забывать и о том, что греческое искусство было пропитано древними эгейскими и крито-минойскими мотивами, созвучными этрускам. Богини, амазонки, менады, горгоны, сатиры — это всё отголоски до-эллинской матриархальной культуры.
Проф. Андрей Зубов говорит, что "на знаменитой табличке из Мурло, где изображены основные этрусские боги, только Уни сидит на троне, причём сидит и делает жест, который характерен для Геры и Юноны: она край своего пеплоса набрасывает себе на голову – характерный жест замужней женщины. Она сидит на троне. Все остальные боги или стоят, или сидят на курульных креслах. Трон только у неё. И это говорит о том, что у неё совершенно особое место, которого нет даже у Тина. Это великая Мать, великая Владычица земли и всех людей.
Идея трона, на котором восседает Великая богиня, восходит к Чатал-Хююку, то есть к среднему неолиту. А Чатал-Хююк – это Малая Азия. И эта традиция сохраняется в Этрурии. Великую богиню именуют иногда пеласгическим именем Эйлифия, которое потом греки переделали в Левкофея. И, как предполагают многие учёные, слово «Элевсин» («радующаяся») происходит от этого пеласгического «Эйлифия».
Другое очень важное для этрусков божественное лицо – это Туран. На древних изображениях Туран, например, на зеркале из Пренесте, она – женщина с четырьмя крыльями. Кстати, на урне из Перуджи богиня держит на поводках двух пантер. Она - владычица зверей" (Источник).
![]() |
| Богиня Туран с крыльями. Рядом с ней Эрос и Гимерос. Изображение на этрусском бронзовом зеркале из Пренесте. 500-490 гг. до Р.Х. |
Что касается языка этрусков, то, как предполагается, он сохранил связь с более древним языковым слоем Средиземноморья — именно тем, который охватывал огромную территорию от Пиренейского полуострова до Кавказа. И мы можем предположить, что этрусское письмо, так же как лемносское письмо – это пеласгическое письмо, которое заимствовано у пеласгического населения, в первую очередь, Эвбеи - острова близ восточного побережья Эллады, с которого началась колонизация, в том числе, и Италии, Кампании. С этим пеласгическим населением этруски встречались, если даже сами не были его частью.







Комментариев нет:
Отправить комментарий