16 марта 2025

Как цари переворачивают всё с ног на голову.

Merlin Stone в своей монографии "When god was a woman" (New York, 1976) говорит о себе, что она постоянно находилась за чтением археологических журналов и изучением текстов в университетских библиотеках.

"Читая, я вспоминала, что где-то на жизненном пути мне сказали — и я приняла эту идею — что солнце, великое и могущественное, естественно почиталось как мужское, в то время как луна, туманный, нежный символ сентиментальности и любви, всегда почиталась как женское светило. К моему большому удивлению, я обнаружила отчёты о богинях солнца в землях Ханаана, Анатолии, Аравии и Австралии, и к тому же богини солнца у эскимосов, японцев и индийских кхаси имели подчинённых им братьев, символом которых являлась луна.

Я где-то усвоила идею, что земля в древности неизменно идентифицировалась как женщина, Мать-Земля, та, которая пассивно принимает семя, в то время как небо было естественно и неотъемлемо мужским, его неосязаемость символизировала якобы исключительную мужскую способность мыслить абстрактными концепциями. Это я тоже принимала без вопросов — пока не узнала, что почти все женские божества Ближнего и Среднего Востока носили титул Царицы Небесной, а в Египте не только древняя богиня Нут была известна как "небесная", но и её брат-муж Геб символизировался как земля".

Нут — богиня неба, её также называли «огромной матерью звёзд, рождающей богов». 

Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю» (Диодор Сицилийский, "Историческая библиотека", XXVI, 18). Он имел в виду: чем длиннее рычаг, тем большую силу он обеспечивает. Соответственно у бесконечно длинного рычага бесконечно большая сила. И сам же Архимед имел случай применить этот закон на практике. Когда правитель города Сиракузы Гиерон попросил мыслителя показать его действие, Архимед, построив достаточно сложную систему рычагов, вытащил на берег корабль одним движением руки, то есть сделал в одиночку работу сотни человек.

Подобной точкой опоры может являться государственный механизм.  А. С. Пушкин пишет о шведском короле Карле XII: "Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки".  О Петербурге сказано: "Богатырь его построил; Топь костьми он забутил" (Михаил Дмитриев). Этот "богатырь"  — русский царь Пётр. Конечно, он не сам строил Петербург; он лишь, подобно Архимеду, "одним движением руки" привёл в действие государственный механизм, а все строительные работы исполняли русские мужики. "При возведении первоначальных укреплений нужна была земля, а её поблизости не находилось: кругом была только трясина, покрытая мхом; землю таскали к бастионам из дальних мест в старых мешках, рогожах или даже просто в полах платья. Люди оставались без хлеба, без крова и мёрли, как мухи. Покойников не успевали хоронить и волокли, как падаль, в общую яму. Сооружение Петропавловской крепости стоило жизни ста тысячам переселенцев" (Д. Мережковский. Источник).

В древнем Египте имелся свой царь-реформатор, фараон Эхнатон, который, используя государственный механизм, построил новый столичный город с огромным дворцом, самым большим из всех гражданских зданий древности. Он перевернул всё с ног на голову, назначив единым Богом ранее малоизвестного бога Атона и запретив служение всем другим богам. Стремясь пресечь почитание богов, Эхнатон приказал повсеместно уничтожать их имена и в некоторых случаях изображения.

Сейчас, прямо у нас на глазах, президент Дональд Трамп, используя государственный механизм, переворачивает всё с ног на голову в США. 

Так что, совсем неудивительно, что на место солнечных богинь были поставлены солнечные боги, а место "цариц небесных" заняли "цари небесные". 

Государство — это такая "машина", движение которой зависит от одного "водителя". В истории это было неоднократно, когда дед и отец царя "рулили" в одном направлении, а их сын и внук — в противоположном. В этом-то и заключается основной изъян государства. 

Когда-то давным-давно, кажется, ещё в запрошлом веке, я видел сатирическую картинку в советском журнале "Крокодил". Там изображены строители на стройке, по цепочке передающие друг другу красные кирпичи. Один рабочий прижимает кирпич к сердцу, другой целует его, прежде чем передать другому, и все обращаются с кирпичами бережно, а последний мужик в цепочке небрежно бросает их в кучу, и получается куча обломков. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий