"По словам женщины-виннебаго по имени Горная Волчица, её первая менструация была травматичной. Мать предупреждала её, что когда это случится, “ты сразу же беги в лес и спрячься где-нибудь. Ты не должна ни на кого смотреть, даже мельком. Если ты посмотришь на человека, ты заразишь его кровь. Даже один твой взгляд способен причинить зло человеку" (Lurie, 1961:22).
Было раннее весеннее утро, и на земле ещё лежал снег, когда Горная Волчица поняла, что у неё началась менструация. Испуганная силой, которой она теперь обладала, молодая девушка быстро побежала в лес, села на землю, натянула одеяло на голову и заплакала. Сестра нашла Горную Волчицу по следам на снегу. Вместе с другой молодой девушкой, они соорудили небольшой шалаш, и развели в нём костер. Шалаш находился примерно в четверти мили от дома Горной Волчицы, и, по-видимому, она провела в нём необходимые четыре дня, плача, напуганная и голодная, поскольку была вынуждена поститься" (Цит. по: Кэролин Найтхаммер. "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин". Источник).
Это описание очень напоминает бегство вакханок (менад) в леса и горы на зов Диониса. А сам Дионис, как полагает Ю.В. Андреев, своим происхождением может восходить к минойскому богу-быку.
Кстати, в истории культуры связь менад с сатирами является "ходячим", если не сказать - "ходульным", сюжетом, повторяющимся из века в век в бесчисленном многообразии изобразительных форм.
Прадье. «Сатир и вакханка».
Не являются ли козлоногие сатиры "субститутами" Диониса и, в конечном итоге, "лунного" быка верхнего палеолита?
Комментариев нет:
Отправить комментарий