"В период изоляции достигшую половой зрелости индейскую девушку часто посещала её мать, бабушка или другая пожилая женщина с хорошей репутацией, которая обучала её навыкам, необходимым женщинам племени, и надлежащему поведению взрослой женщины.
Таков был обычай флатхэдов Монтаны. Мать девочки, приближающейся к половому созреванию, выбрала мудрую старую женщину в качестве наставницы и компаньонки для своей дочери во время её первой менструации. Старая наставница, олицетворявшая представление флатхэдов об идеальной женщине, и молодая девушка проводили вместе четыре дня. За это время они становились очень близки, и особые чувства близости, возникшие во время этих дней ритуального взаимодействия, обычно сохранялись до конца их жизни. Молодая женщина была особенно полезна своей опекунше, когда пожилая женщина становилась совсем старая и немощная" (Цит. по: Кэролин Найтхаммер. "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин").
Конечно, ритуал варьировал в разных индейских племенах и в других местах всё было по-другому, но здесь я вижу хороший пример совмещения инициации с посвящением в Традицию. Кстати, у мальчиков тоже так было, - их посвящение в племенные мифы и ритуалы являлось составной частью инициации, - но про мальчиков-подростков этнографам известно гораздо больше, чем про девочек.
Салишская девушка. Еловые ветви и одеяло из козьей шерсти отмечают её подростковый возраст.
"Образование также было важным фактором в ритуалах диегеньо. “Всё, что девушке нужно было знать о том, как быть хорошей женой, а также как рожать детей и заботиться о них, изучалось на церемонии, когда девушка становилась женщиной”, - вспоминала Дельфина Куэро в своей автобиографии. “Наши мамы и бабушки всё время учили нас как готовить пищу, рассказывали о травах и как их заготавливать. Но только на церемонии для девочек учили особым вещам, которые должны были знать женщины. О них не говорили просто так, все было в песнях” (Shipek, 1970:42-43).
Но когда Дельфина достигла половой зрелости (примерно в 1911 или 1912 году), старые церемонии начали исчезать по настоянию христианских миссионеров, и она не была обучена традициям своего народа. Ей было всего тринадцать, когда она вышла замуж и забеременела — Дельфина не знала, как быть и что делать, и никто ничего не объяснил ей. Из-за своего полного невежества в вопросах деторождения она родила своего первого ребёнка, испуганная и одинокая, когда собирала дикую зелень. Миссионеры в своём стремлении избавиться от всех языческих церемоний, разрушили образовательную, моральную и этическую систему, которая была интегрирована в религиозную церемонию, в результате чего многие женщины диегеньо той эпохи потеряли своих первенцев".
Христианские миссионеры никогда не снисходили до уровня индейских старух, объясняющих девочкам вопросы интимной жизни. Сами разговоры с 13-летними девочками на столь "щекотливые" темы могли быть истолкованы как "растление несовершеннолетних", со всеми вытекающими последствиями для "просветителей". Перспектива оказаться на тюремных нарах никого не прельщала.
"Хотя подавляющее большинство североамериканских племён включали добродетели тяжёлой работы в обряды полового созревания девочек, совершенно иная этика существовала среди высшего класса рабовладельческих племён вдоль северо-западного побережья континента. Здесь девочкам не разрешалось выполнять какую-либо работу во время их изоляции; вместо этого о них заботились слуги, которых иногда освобождали в конце ритуала в качестве жеста щедрости со стороны отца девочки. Благовоспитанных девушек прибрежных салишских племён учили смотреть на брак с богатым джентльменом как на свою конечную цель, и ограничения, с которыми они сталкивались в период полового созревания, помогали ей в этом. В некоторых деревнях, когда девочка достигала определённого возраста, независимо от того, были ли у неё первые месячные или нет, её изолировали в небольшой комнате в деревянном длинном доме, в котором жила её семья. В течение нескольких лет её держали без связи с внешним миром и разрешали выходить на улицу только ночью, да и то тайно, в сопровождении матери. Она вообще ничего не делала в течение дня; её продолжающееся бездействие и уединение делали её слабой и бледной, и в конечном итоге она не могла выполнять какую-либо физическую задачу. Эти годы сидения в стеснённых условиях иногда приводили к частичному параличу ног девочки, и женщины из высшего сословия часто с трудом передвигались будучи взрослыми. И всё же именно эти недостатки ценились как признаки истинного аристократа, и это была именно та девушка, которую благородные семьи искали для своих сыновей. Эти девушки были настолько скрытны, что их окружала аура таинственности, дополнительная привлекательность для подходящего жениха".
Интересно, что нечто подобное практиковалось в Китае и Японии: там тоже бледная как привидение девушка считалась невестой экстра-класса. В Китае к тому же существовала практика бинтования ступней у девочек, чтобы сохранить детскую ножку.
Девушка в традиционном китайском костюме и обуви. | . |
Было бы интересно проследить истоки феномена аниме в современной Японии. В своё время, культ Диониса в Древней Греции распространился как пожар в лесу из-за того, что этот культ, на новом "витке" истории, воскрешал уже почти совсем забытые древние практики. Может быть, и бурное распространение аниме в Японии объясняется тем, что эти картинки затронули какие-то глубинные пласты архаичного сознания?
Комментариев нет:
Отправить комментарий