Ян Ассман мимоходом говорит о ритуале, который по-египетски называется «Отверзание уст». Он представляет собой серию многочисленных и отчасти весьма архаичных обрядов, цель коих — одушевить и оживить статую. Он определённо уходит корнями в культ мёртвых, потому что главную роль в нём играет сын умершего, который, например, должен провести ночь рядом со статуей чтобы увидеть во сне образ своего отца.
Интересно... Сын умершего должен провести ночь рядом с его статуей... Тут действительно можно провести параллели с весьма архаичными обрядами в Чатал-Хююке и поселениях натуфийской культуры. Я имею в виду спальные лежанки над костями умерших предков, можно сказать кровати над могилами.
Кстати, проф. Андрей Зубов в одной из своих лекций упоминает речевую формулу из ритуала «Отверзание уст» — «привешиваю Я уста твои к костям твоим» — и комментирует эту формулу:
"Слова эти явно очень древние, они восходят ко времени, когда мумификации ещё не было. Почему уста привешиваются? Ведь уста остаются у мумии до сих пор – когда мы смотрим на хорошо сделанные мумии царей Нового царства, там уста на месте, зачем их привешивать? Здесь же речь идёт о каком-то, видимо, очень старинном обряде, когда ещё ни о какой мумификации и речи не было, когда уста, то есть нижняя челюсть, привешивалась к черепу, прикреплялась снова к черепу и размыкалась. Или же уста рисовались на черепе. И то, и то мы находим ещё в протонеолитическом Иерихоне и в других поселениях натуфийской культуры, где изображаются эти уста или моделируется голова из черепа. То есть это очень древняя вещь, задолго до мумификации существовавшая" (Источник).
Череп, обмазанный глиной. Иерихон. IX-VIII тыс. до РХ. |
И затем А. Зубов пишет об инструменте, с помощью которого отверзались уста умершего.
"Тесло - это орудие каменотёса или столяра, которым обрабатывается поверхность, тешется камень или дерево. <...> Это нуа (тесло) сделано из металла Сета. Мы перевели слово биа как медь, но это условное наименование, условное - потому что в эпоху Текстов Пирамид египтяне не знали ни стали, ни железа, а знали только медь и бронзу, причём больше медь. И слово биа, как объясняют словари, это нечто сияющее, блистающее, прочное, какой-то, может быть, металл. Иногда считается, что это может быть метеоритное железо. Обычное железо египтяне знают только начиная с первого тысячелетия до Р.Х. А вот эти тесла, они были с додинастики. Возможно, биа - это вообще никакой не металл, а некий блестящий камень, скажем, обсидиан - вулканическое стекло, который похож на твердь неба, которая, по мнению древних, отделяла небытие от бытия. В зороастризме священные орудия ритуала делались из обсидиана, и считалось, что они делаются из небесной тверди. Возможно, речь идет именно об этом".
Сцена отверзания уст из гробницы Аменемхета (TT 53) |
Проверка дефектов нёба у младенца (илл. из современного пособия по медицине) |
Лезвия нечериу, используемые в ритуале отверзания уст умершего - «пальцы Гора» |
Так-так-так... Каменные лезвия нечериу... Возможно, изготовленные из обсидиана, вулканического стекла... Что-то это мне напоминает...
Читаем толкование А. П. Лопухина на Иисус Навин 5:2:
"Ст. 2−3 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые [каменные] ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания
В то время, когда израильский народ расположил свой стан у холма, названного Галгалом, а цари и племена Ханаанские находились в состоянии оцепенения от охватившего их страха, последовало Иисусу Навину божественное повеление о том, чтобы он приготовил каменные ножи и сделал снова весь народ обрезанным, каким он был прежде. «Острые [каменные] ножи». В еврейском тексте употреблены здесь два слова: «харвот цурим», значащие по буквальному переводу «ножи каменные», как переведены эти слова в Вульгате (cultros lapideos). У 70-ти первоначальный перевод состоял так же, нужно думать, из слов ἐκ πέτρας ἀκροτόμου — «из камня острого», как читается в Александрийском и некоторых других списках с опущением слова πετρίνας — «каменные». Слово «острые» представляет позднейший перевод еврейского слова «цурим», который не признают точным и западно-христианские комментаторы, опирающиеся вообще на еврейский текст [Разумеются вышеозначенные комментарии Keil'я и Соок'а.]. Употребление каменных ножей при обрезании было древним обычаем (Исх IV:25), сохранявшим свою силу и в то время, когда в обыденной жизни начало употребляться железо" (Источник).
Я, конечно, могу ошибаться, но, по-моему, операция обрезания как-то связана с ритуалом «Отверзание уст».
Ещё раз: "тесло [для отверзания уст] - это орудие каменотёса или столяра, которым обрабатывается поверхность, тешется камень или дерево". Мне не раз доводилось читать интерпетации обряда обрезания, в которых проводились параллели с обрезанием плодовых деревьев. Обрезка улучшает физиологическое состояние дерева и после обрезки оно приносит больше плодов. Но главное не в этом. Главное я выделил жирным шрифтом: "Культурная яблоня от дикой отличается, прежде всего, обрезкой. Без обрезки яблоня дичает и вырождается, яблоки становятся мелкими и невкусными" (Источник).
Да, и несколько лет назад я написал небольшой текст под названием "Гомотипия человеческих органов". Из которого следует, что анатомически женский клитор соответствует мужскому половому члену, а гомотипически половому члену соответствует язык. Стало быть, гомотипически "отверзанию уст" соответствует "отверзание удов".
Статуэтка Осириса с эрегированным фалосом 180-145 год.до н.э. Когда мумия лежала, фалос всегда смотрел в небо |
"Живого Осириса египетская религия, египетский ритуал не знают - египетский ритуал знает только Осириса ожившего, Осириса, восставшего от смерти", - говорит проф. А. Зубов. - "Погребальный обряд, который совершался в Египте, воспроизводил смерть и воскрешение Осириса. Человек и его тело были образами Первообраза, то есть человек воспринимался как Осирис, его тело воспринималось как тело Осириса. Смерть сама по себе не требовала ритуала, она – противоестественная естественность, которая происходит с каждым человеком, независимо от того, верующий он или неверующий, посвященный или непосвященный. Смерть просто констатируется. Кстати говоря, смерть сама по себе и в христианстве тоже не является священнодействием, не рассматривается как священнодействие. А вот воскресение, воскрешение умершего воспроизводилось в ритуале".
Ну, то есть, здесь мы видим ритуал как эксперимент по воскрешению из мёртвых. Древние египтяне задействовали всё, что они знали и умели, для того чтобы победить смерть. Использует ли современная цивилизация столько же сил и энергий для обретения бессмертия? Увы, нет.
В конечном итоге, надо полагать, что операция обрезания возникла в общем русле усилий человека по преодолению смерти. Если человек умирает, это значит, что он "недоделанный" богами. Надо его "доделать". В этом смысле я трактую тесло для "отверзания уст" покойного. Тесло как орудие каменотёса или столяра, которым тешется камень или дерево.
Скульптура "self-made man" Боби Карлайл |
Комментариев нет:
Отправить комментарий