В связи с предыдущей темой "отверзания уст" решил почитать статью Р. А. Орехова "Обрезание в Древнем Египте: интерпретация ритуала с позиций ближневосточной и африканской традиций".
Автор говорит, что "на сегодняшний день исследователи имеют в своём распоряжении чрезвычайно мало текстов, в которых трактуется столь важный для уяснения древнеегипетского мировоззрения институт, как обрезание. Гораздо более правильным будет утверждать, что текстов подобного рода нет вообще".
Просто удивительно, как современные учёные, будто сговорившись, соблюдают древнее таинство, подобно тому как древние посвящённые соблюдали тайны мистерий.
"Долгое время считалось и считается, что самое достоверное изображение ритуала мужского обрезания происходит из гробницы верховного сановника Анхмахора в Саккаре (рис. 1, VI династия, Древнее царство, 2345–2181 гг. до н.э.).
Рис. 1. Прорисовка сцены обрезания (?) из гробницы Анхмахора (по Badawy 1978, fig. 29)
|
На одном из рельефов хорошо видно, как группа молодых людей подвергается странной и малопонятной процедуре. Один человек держит руки другому, в то время как третий производит странные манипуляции с половым органом испытуемого. На соседнем рельефе мы видим почти аналогичный сюжет. Разница только в том, что испытуемый сам терпит малопонятную операцию. Одна его рука расположена вдоль туловища, а другую он положил на голову «хирурга». В правой руке у последнего хорошо просматривается большой нож, левой он держит половой орган. Надпись рядом с первым изображением поясняет, что «хирург» — это жрец заупокойного культа Hm-kA (букв. «слуга ка»). А характер действия поясняет надпись
И далее Р. А. Орехов делает важное примечание:
"Обычно трактуется как инфинитивная форма — sbt, «обрезывание». В качестве детерминатива мы используем знак N105 по таблице С. Росмордука. На самом деле в гробнице Анхмахора содержится изображение иного знака, некой разновидности изогнутого ножа, предназначенного, вероятно, для кастрации быков, который отсутствует в компьютерной базе. Но ближе всего к нему именно знак N105".
Говоря об иудейском обрезании, автор приводит знаменитый
пассаж из библейской книги Исхода:
«Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (т.е. Моисея) Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора (Ṣippora т.е. жена Моисея), взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего (ʽorlaṯ bӗnah) и, бросив к ногам его, сказала: Ты жених крови (ḥǎṯan da̅mɩ̅m) у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх. 4, 24–26).
В качестве комментария на сей библейский текст Р. А. Орехов приводит наблюдение отечественного семитолога-энциклопедиста И. Ш. Шифмана. И. Ш. Шифман пишет буквально следующее: «Несоблюдение обряда обрезания в отношении сына влечёт, таким образом, гнев Божий против отца. Обрезание и касание стоп Божьих спасает человека от попытки Бога его убить. Особенно важно здесь выражение «зять крови» (вариант прочтения ḥǎṯan da̅mɩ̅m): оно доказывает, что отношения кровного родства между людьми и Богом уже возникли или существовали как следствие брака Бога с представительницей этого общества (ср. схожие представления об угаритской богине Анату, именуемой «невестка Бога» — ybml lʼimm). Обрезание устанавливает узы кровного родства, делает людей сопричастными в Боге и единосущными с Богом. Нам кажется несомненным, что такие воззрения были общими для всего переднеазиатского Средиземноморья…».
Так-так-так... Значит, Бог был "женихом крови" у Сепфоры... А Сепфора была дочерью Иофора, жреца мадианитян. И, возможно, она была темнокожей, так как Мириам и Аарон упрекают Моисея за то, что он взял в жёны «эфиоплянку».
Ну, а про интимные связи древних женщин с лунным быком я уже говорил неоднократно (см. записи по тэгу "менструация"). Вот он и "жених крови"!
"По свидетельству Плутарха, чья информация представляется в этой связи крайне важной, египтяне свято верили, что женщине «доступно соединение с духом божества и следствием этого бывает некое первичное зачатие» (Plut. Numa IV)."
"Рассмотрим ещё один интересный сюжет. Речь идёт о рельефе из храма богини Мут в Карнаке, на котором изображена процедура обрезания царских детей (см. рис. 3).
На фрагменте рельефа отчётливо видно, что обрезание производится жрецом, которому ассистируют две женщины (жрицы?). Одна из женщин сзади заламывает ребёнку руки, в то время как жрец совершает обрезание. Примечательно, что как на рельефе из гробницы Анхмахора, так и на рельефе из храма Мут испытуемые стоят [1]. Не менее важным представляется и тот факт, что обрезание совершается в присутствии богов. Мы вправе задать вопрос, почему данный рельеф происходит именно из храма Мут?
Имя этой богини мы условно переводим как «Мать». Но чаще оно бывает табуированным, скрытым за многочисленными второстепенными именами, которые только отражают грани её сути («Великая», «Могучая», «Великая чарами» и т.д.). К. Зете справедливо замечает, что и «мать» она постольку, поскольку является матерью Амона-Ра, что, впрочем, не мешает ей быть его супругой (вторично порождая своего мужа как бога Хонсу) и даже дочерью. Всё это свидетельствует о том, что Мут — это прежде всего «богиня-око», охранительница и защитница своего отца Амона-Ра. Но она также универсальное космическое божество, как мать она обвивает его в виде змеи в первозданном хаосе.
В комплексе Карнака, откуда происходит рельеф со сценой обрезания царских детей, Мут особенно почиталась в образе Сохмет. При Аменхотепе III на территории храма Мут было воздвигнуто более 600 двухметровых статуй сидящей на троне богини Сохмет, выполненных из гранита и диорита. Сохмет представляет собой женщину-львицу, или гневное проявление богини Хатхор, уничтожившей врагов своего отца Ра, согласно мифу «Книги Коровы». Так как восстание было потоплено в крови, то приношение крови обрезания для богини может восприниматься как акт символический, призванный отвратить её гнев от ребёнка и призвать её в качестве покровительницы".
Тут автор повторяет чрезвычайно распространённую чушь про "умилостивление богов". Это мы пропускаем мимо ушей, но обращаем внимание на то, что изначально обрезание могло быть связано именно с культом Хатхор, а уже впоследствии оно стало ассоциироваться с культом Амона и его женского двойника Мут. И особенно важно следующее заключение автора: "И библейский, и египетский варианты по сути подчёркивают то положение, что с женщиной сочетается некая невидимая божественная сила, а не просто земной жених. Таким образом, обрезание как «завет крови» может являться свидетельством того, что в родившемся ребёнке признаётся отцовство божества". И ещё: "Как в Ветхом Завете (эпизод с Моисеем), так и в мифе бамбара ключевая роль отводится женщинам. Сепфора чётко понимает, что нужно сделать, чтобы отвести от Моисея гнев божества. Она действует как профессиональная жрица. Но Сепфора одновременно и «невеста Бога». Невестами баланза были все земные женщины. Не случайно особенно изощрённые инициации проходили там, где преобладал материнский счёт родства".
Ну и, наконец, автор делает замечание о том, что с культом богини Хатхор был связан культ священной сикоморы. Фараоны Древнего царства величали себя «Любимыми Хатхор, Владычицей сикоморы в местах её всяких». Жрицами Хатхор, «владычицы сикоморы», в эпоху строителей пирамид были исключительно женщины. "Можно ли утверждать на основании этого, что культ священной сикоморы, богини Хатхор, покровительствующей этому дереву, и является тем архетипом, вокруг которого кристаллизуются древние ритуалы обрезания и эксцизии? На этот вопрос мы склонны ответить скорее положительно", - говорит Р. А. Орехов.
Тут я с ним согласен, и напомню ещё раз про тесло для "отверзания уст" из предыдущей статьи, - орудие столяра, которым обрабатывается дерево.
Мне пришла на ум интересная мысль о том, что ведь женщины гораздо больше мужчин заботятся о своей внешности. В этом смысле, в самой женской природе заложен сильнейший импульс к преобразованию или даже к преображению материи. Неслучайно же созвучие слов "косметика" и "космос". А что такое космос? Космос — это полная противоположность хаоса. Космос возникает из хаоса под воздействием некоего импульса, однако, при отсутствии этого импульса, хаос "пожирает" космос. Кажется, именно это мы имели в виду, когда говорили про обрезание плодовых деревьев в саду.
---------------------------------------------------------------------------------
[1] Этот момент представляется важным, так как в некоторых современных инициациях испытуемых кладут на землю. Причина этого в том, что ребёнок начинает понимать, что процедура будет болезненной и начинает сопротивляться. Поэтому в лежачем положении его держат сразу четыре человека. В Древнем Египте мы наблюдаем иную ситуацию. Ребёнок стоит, следовательно, он понимает, что он должен терпеть боль в присутствии богов (Примечание автора).
Комментариев нет:
Отправить комментарий