Протоиерей Олег Корытко в своей монографии "Homo religiosus: на путях поиска истины" пишет: "В результате раскопок [на территории древнего Иерихона] были обнаружены статуэтки бородатого мужчины, женщины и ребёнка, что даёт основание предположить существование веры в триаду богов."
И далее: "Главным божеством [Чатал-Хююка] была богиня, представленная в трёх ипостасях: молодой матери, старой женщины (нередко в сопровождении грифа) и весьма примитивного, с точки зрения исполнения, хтонического существа из подземного мира".
Артефакты — ерунда, главное — интерпретация. И протоиерей интерпретирует в православном духе, подгоняя факты к концепции Троицы, которая представляет единого Бога в трёх Лицах (Ипостасях). Надо сказать, что покойный о. Александр Мень в своей «Истории религии» не занимался "притягиванием за уши" двусмысленных фактов к заранее известной историософской концепции. Я тоже не интерпретирую палеолитических "венер" исключительно как образы Богини, которой поклонялись первобытные люди. Вполне возможны иные толкования этих многочисленных статуэток, и я рассматриваю все варианты, даже самые экзотические. Но, видно, такой "либерализм" недопустим в лекциях студентам духовных семинарий (автор говорит, что его книга родилась из курса лекций, читаемых им в Сретенской духовной семинарии по предмету «История религий»).
Далее протоиерей Олег Корытко касается шаманизма и, указывая на его распрострастранение по всему земному шару, верно замечает, что в первобытном мире "именно шаманизм был доминирующей, а в некоторых случаях и единственной религией". Однако затем протоиерей, говоря о космологических представлениях в шаманизме, среди множества языческих космогоний выбирает одну, наиболее похожую на православную.
"Мир, безусловно, имеет некое начало. Характерным в этом отношении является миф алтайцев о сотворении мира Ульгенем [1]. Однако при этом утверждается, что Вселенная испытала на себе воздействие «конкурента» Ульгеня — Эрлика [2] — бога подземного царства, который сначала помогал в сотворении мира, а затем стал вредить Ульгеню. Данный космогонический миф принадлежит алтайским народностям. У других народов представления о происхождении мира более размытые. Тем не менее приведённый пример обнаруживает характерные для шаманизма представления о возникновении и устройстве Вселенной.
Показательно, что у истоков мироздания стоят могущественные существа, противоположные в нравственном отношении. Они оба включены в бытие мира и, соответственно, в культ шаманизма".
В. Н. Мендешева в статье "ОБРАЗ БАЙ-УЛЬГЕНЯ И АБА-ЭРЛИКА В ТРАДИЦИОННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ АЛТАЙЦЕВ" пишет следующее:
"В большинстве работ дореволюционных исследователей утверждается, что «два начала управляют миром: доброе Бай-Ульгень, злое – Эрлик-бий. Обоим подчинено множество духов, первому – чистые (ару неме), последнему – нечистые (кара неме). Бай-Ульгень столь добр и милостив, что не способен сделать что-нибудь неприятное для человека. Он добр до слабости. Аба-Эрлик, напротив, столь зол, что не может не злодействовать, а только отлагает иногда на время враждебные свои действия на человека» (Вербицкий В.И., 1993, с. 61). Именно эта структура легла в основу последующих научных исследований алтайского шаманизма.
Однако, по данным С.А. Токарева, Н.А. Алексеева, В.А. Муйтуевой, исследование обширного круга источников (архивных, полевых, опубликованных работ) показало несколько другую структуру пантеона алтайского шаманизма, согласно которому Бай-Ульгень не является общенациональным добрым божеством. Л.П. Потапов утверждал, что алтайцы не отождествляли Бай-Ульгеня с божеством, именуемым Тенгри, в едином образе и представлении. Первого они считали реальным самостоятельным божеством, а имя второго сохраняли как память об абстрактном высшем божестве. Этих божеств шаманы в своей культовой практике тоже не отождествляли (Потапов Л.П., 1991, с. 246).
Главные духи у населения Горного Алтая были родовыми. Ульгеню поклонялись роды (сеоки) кыпчак, мундус, кергил, тодош, оочы и т.д. Тёс-божеством иркит, сойон был Дьажылган (Jaжылган). Ему поклонялись карындаш роды иркит, сойон, коболы. Следующей группой родов, которые не признавали верховенства Бай-Ульгеня, была группа тангды, модор, аара, тербет (тöрбöт). Они поклонялись Кёго-Монко (Кöгö-Монко). На основании данных научной литературы можно выделить третью группу карындаш родов, которые также отказывали в верховенстве Ульгеню. Эта группа родов, где ядро составляли телёс (тöлöс), алмат и кёбёк (кöбöк). С ними роднится сеок ябак (jабак). Они поклонялись божеству Бактыган. К следующей группе относятся роды майман, чапты, тонгжоан, улюп, каал, коожо (кöжö), меркит. Эта группа сеоков почитала Каршита. Ульгеню не приносили никаких жертв, не совершали культовых действий. В середине XX в. С.А. Токарев установил, что Ульгень почитался «как божество, специально связанное с отдельными сеоками (родами)» (Токарев С.А., 1947, с. 145)".
Значит, протоиерей Корытко взял мелкое родовое божество алтайцев и буквально "раздул из мухи слона", представив его едва ли не как универсальное божество шаманизма. О других же космогониях не сказал ни слова, ни полслова.
А между тем, согласно Википедии, "легенды о Мировом яйце встречаются у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии, Африки и пр" (Источник). Источник говорит об универсальности, т. е. всемирности данной мифологемы.
Согласно шумерской мифологии, праматерь Намму-Тиамат самозарождается в пресноводном хаосе Апсу. У неё две ипостаси — пресная и солёная вода. Внутри Намму появляется соляная гора, на вершине которой рождаются боги.
Древние египтяне рассказывают про изначальные воды хаоса Нун. В этом первичном тёмно-пустом "бульоне" небытия созревает Атум в облике белого гуся. «Великий Он-Она» — прозвище бога Атума в египетской мифологии, поэтому вместо гуся может быть и гусыня. Она летает во тьме, ищет твердую опору. Ничего не находит — создаёт холм Бен-Бен, на холме — гнездо из вербы, а в гнезде — яйцо. Из яйца вылупляется скарабей Хепри, который превращается в солнце Ра.
О рождении демиурга — божественного Фанета — из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана (либо на колено девы Ильматар); в китайской легенде Вселенная прежде представляла собой нечто вроде куриного яйца, из которого родился прародитель Пань-гу.
Подобные примеры можно продолжать долго, однако и этого достаточно, чтобы убедиться в односторонней подаче материала (мягко выражаясь) в лекциях по истории религии протоиерея Олега Корытко.
-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Ульгень — творец Вселенной. Обитает на девятом (по другим данным, на пятнадцатом или шестнадцатом) небе на востоке за месяцем и солнцем, где возвышается Золотая Гора (Алтын-туу). Создателем всего сущего Ульгень стал при помощи Священной Белой Матери. Творение продолжалось шесть дней, за которые Ульгень создал первого человека, сотворил собаку и велел ей сторожить первого человека. Перед потопом он приказал Наме построить плот и посадить туда всех зверей и птиц. Ульгень сотворил камов (шаманов); он же награждает людей даром шаманства; определяет, быть человеку шаманом или нет; и назначает будущему шаману духов-помощников; указывает, каким должен быть шаманский бубен.
[2] Об Эрлике известно, что он также участвовал в творении земли. Он создал на земле неровности: горы, сопки и болота — и испортил идеально гладкую поверхность земли. Эрлик соблазнил едой собаку, сторожившую человека, проник к нему и вдохнул в него душу — и человек оброс шерстью, в результате чего Ульгеню пришлось чистить и даже брить его. За это Ульгень свергнул Эрлика с небес на землю. Эрлик воткнул свой посох в землю, откуда тотчас же выползли всякие гады, враждебные человеку, а также заразные болезни. Эрлик создал зверей: медведя, барсука, крота, верблюда, свинью, корову. Он подстрекал первых людей к нарушению запрета Ульгеня есть плоды с дерева. Тогда Ульгень сверг его под землю, а вместе с ним и его слуг, которые стали духами, причиняющими несчастья человеку на земле. Постоянными слугами Эрлика являются души умерших людей и шаманов. В шаманских камланиях к Эрлику часто обращаются как к отцу — «адам Эрлик». Подобно Ульгеню, Эрлик дарует людям возможность проникновения в другие миры. Есть сказание о том, что первый шаман принял в дар бубен от Эрлика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий