27 февраля 2023

Миф о рождестве Диониса.

Зевс и Гера

"Согласно основному мифу, Дионис – сын Зевса и Семелы – дочери фиванского царя Кадма. Полюбивший Семелу Зевс спускался к ней с Олимпа каждую ночь в обличье смертного. Охваченная ревностью, Гера приняла образ няни и посоветовала Семеле, которая была уже на шестом месяце беременности, поставить своему таинственному любовнику условие: пусть он перестанет её обманывать и предстанет в своём истинном обличье (Apollod. III 4, 3; Ovid. Met. III 253). Семела послушалась этого совета и, когда Зевс отказал ей в этой просьбе, не разрешила ему больше делить с ней ложе. Тогда, в ярости, он явился к ней в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и дворец её отца. Недоношенного Семелой шестимесячного ребёнка Зевс выхватил из пламени и зашил в своё бедро (Hes. Theog. 940 – 942; Eur. Bacch. 1 – 9, 88 – 98, 286 – 297). Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом. Вот почему Диониса называют «дважды рождённый» или «дитя двойных дверей» (Apollod. III 4, 3; Apoll. Rod. IV 1133 – 1138). Повторное рождение Диониса из бедра Зевса, как и повторное рождение хеттского бога ветров из бедра Кумарби, выражает отказ от первоначальных матриархальных представлений.

Дионис родился на горе Ниса. То же имя Ниса носила и кормилица Диониса. Называются и другие кормилицы, среди них Ино или Фиона. На одном из изображений на сосуде Диониса окружают три нимфы с именами «nysai» – три - это обычное число кормилиц Диониса. Выросший среди игр прекрасных нимф, юный бог и сам приобрёл женственный облик. Он никогда впоследствии не проявлял интереса к физическим упражнениям и войне.
 

Дионис на греческой амфоре, 3 век до н.э.

В Лаконике существовал особый вариант мифа, согласно которому после рождения Семелой Диониса в Фивах, Зевс, заподозрив её в измене, заключил вместе с ребёнком в бочку и пустил в море (Paus. III 24, 3). Ещё по одной версии Семелу вместе с новорожденным Дионисом посадил в бочку её отец – Кадм, который не смог вынести позора, узнав, что дочь родила внебрачного ребёнка (Paus. III 24, 3). Волны выбросили бочку с погибшей матерью и младенцем к месту, которое стало называться Брасами (от греч. «ekbraso» – «выбрасывать»), где Семела была похоронена, а Дионис воспитан нимфой Ино (Paus. III 24, 3). И в городе Брисеи находится статуя Диониса, которую разрешено видеть только женщинам (Paus. III 20, 3)" (Из диссертации Е. В. Титовой "Культ Диониса и его место в полисной идеологии Афин").

Интересно, откуда А. С. Пушкин взял сюжет для своей сказки о царе Салтане? Уж больно он похож на миф о Дионисе.

«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю –
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий