26 февраля 2023

"Пусть земля будет тебе пухом..."

При раскопках могильника Vedbǽk Bǿgebakken в Дании были обнаружены останки женщины с недоношенным ребёнком. Могильник относится к культуре Эртебёлле (VI—IV тыс. до н. э.). Примечательно лебединое крыло, которое положили в могилу женщины. Современный художник изобразил, как могло выглядеть это погребение в момент захоронения. 

А вот, для сравнения, небольшой отрывок из книги "Поэзия печали. Карельские обрядовые плачи". Автор - Унелма Конкка.

"В прошлом веке в Северной Карелии гроб делали из досок, но доски не скрепляли железными гвоздями, а сшивали корнями или берестой. Считалось грехом заколачивать гроб железными гвоздями. Крышку гроба, по некоторым сведениям, нельзя было заколачивать наглухо. Её закрывали с помощью потайных деревянных нагелей, которые покойник, при надобности выйти из гроба, мог бы сам вынуть. В свете таких обычаев и верований понятны мотивы плачей, в которых покойника "поднимают" из могилы побеседовать со скорбящими родственниками.
В гробу на уровне глаз покойника, с правой стороны, делали маленькое окошечко, об этом хорошо помнят все информаторы. Когда обычай в нашем веке постепенно перестали соблюдать, старые люди сожалели, что покойнику приходится быть в гробу без оконца. Анни Степанова из дер. Хайколя Калевальского района рассказывала в 1969г., что, посещая могилу мужа, она думает про себя: "бедненький, ты даже не видишь ничего, потому что окошечка нет".
По всей Карелии было принято причитывать гробовщикам с просьбой устроить вечное жилище покойника наилучшим образом. Одну из самых ранних записей плача "при делании гроба" произвёл языковед А. Генетц в Ведлозере (Южная Карелия) в 1871 или 1872 г.
....
(Сделайте шестью рученками
моей золотой милости вечные жилища.
Поставьте моей дорогой милости кроватку из
рыбьих костей,
постелите моей милости мягкие перинушки,
положите меня создавшей милости пушок птички-
морянки под головушку
. Укройте мою милость
мягкими овчинными одеялушками.
Пусть после долгой дороженьки
моя милость хоть поотдохнёт.
Сделайте красивые оконца
моей дорогой милости.
Пусть моля ласковая милость в тоскливые п
о́рушки
на нас хоть посмотрит из этих оконец).

В плачах перечисляются деревья, из которых не следует делать "вечное жилище" для покойного, - это берёза, сосна и ель. Воображение плакальщицы рисует сказочное место, где растёт дерево, пригодное для "покойного домика" умершего: "за Ерусалимской речкой, за водоворотами святого Ильи, на море Ладожском есть остров, на котором растёт дерево дуб - оно годится для строительства вечного жилища". И далее следует характерная для южно-карельской традиции просьба:
....
(Сделайте в вечном домике
окошечко хоть с петушиный глазок,
пусть смотрит из своего жилища.
И поставьте для моей дорогой милости
в уголочке вечного домика печечку
хоть с ласточкино гнёздышко.
Пусть после долгой дороженьки
хоть рученьки погреет моя дорогая милость).

В старину (делают и до сих пор) на дно гроба клали березовые листья из сухих веников или паклю (очески льна). Под голову и под ноги покойнику клали подушечки, набитые также листьями или паклей. Но в южно-карельской традиции плакальщица просит устроить ложе из пуха различных птиц" (Источник). 

Только и остаётся воскликнуть изумлённо: "Бляха-муха!!! Шесть или даже восемь тысяч лет прошло, а традиция погребения на ложе из птичьего пуха сохранилась в неизменности!"

Да, и пожелание умершему - "пусть земля будет тебе пухом", - очевидно, связано с этой древнейшей традицией.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий