Елена Викторовна Титова в своей диссертации "Культ Диониса и его место в полисной идеологии Афин" говорит, что родиной культа и образа Диониса
был "весь пеласгийский мир", поскольку миф и культ бога был распространён и популярен и на Крите, и на территории Балканского полуострова. И никто иной, как Геродот был уверен в том, что пеласги научили эллинов почитать богов (Her. II, 50 52).
По мнению В. Иванова («Дионис и прадионисийство»), у дионисийской религии существовали предшественники в виде конгломерата по преимуществу негреческих или ещё до греческих верований и культов. Культы эти были оргиастические, хтонические, матриархальные.
Диониса часто изображают в женском платье верхом на леопарде. |
О. Группе считал, что Дионис позаимствован из «критской культуры», хотя, естественно, не мог этого подтвердить. Опираясь на литературные свидетельства, на архаический культ Диониса в Элевтерах и Кидонии, он постулировал критское происхождение дионисизма. После прочтения пилосских надписей стала очевидна его правота: культ Диониса был распространён на Крите, по крайней мере, в микенскую эпоху.
Впервые в греческой литературе имя бога Диониса появляется у Гомера: ∆ιονύσος (Hom. Od. XI, 325) и ∆ιωνύσος (Hom. Il. XIV, 325). «Дио» – это Dios, бог. Второй элемент имени загадочен. Согласно мнению ряда авторов – П. Левека, Л. Сехана, Ниса – это нимфа, кора во фрако – фригийской среде. А «нисос» – курос (юный мальчик). В этом смысле всё слово должно обозначать «божественный ребёнок, божественное дитя».
Особый смысл выражает имя Иакхос (’'Ιακχος) – имя и выкрик одновременно, с которым божество – дитя принимало участие в дионисийских мистериях. И не случайно оно созвучно имени Диониса – Бакхос. Это имя уходит корнями в крито-минойскую эпоху, так как на табличках с Крита было прочитано I – wa – ko (Knossos As 151. 18) и i – wa – ka (Knossos V 60. 2 , Uf 120).
У эллинов он – Дионис, у фракийцев и фригийцев – Сабазий, у критян – Загрей, у этрусков – Фуфлунс (Pachu, Tinussi).
Критское имя Диониса – Загрей (Ζαγρευς) имя, означавшее «Великий Ловчий», «Великий охотник», также засвидетельствовано на табличках, найденных в Пилосе с надписями на линейном письме «В». Загрей считался богом козы, которая разрывалась и съедалась в его честь. Его называли Melanaigis, т.е. «носящим шкуру чёрной козы», Aigobolos («истребитель коз»). К. Кереньи высказывает мнение, что уже на Крите Дионис – Загрей был покровителем виноделия, а его символами стали козьи бурдюки с вином. К. Кереньи приводит минойскую гемму с изображением маски и козы, которые действительно являются признаком Диониса или Загрея, но отсутствие надписи допускает и другие возможности толкования. Как заметил Х. А. Дабдаб Трабульси, они могут принадлежать не Дионису, а богиням – Матерям.
Сабазий (Σαβάζιος или Σάβος.) – имя фракийско – фригийской ипостаси Диониса, имя имеет аналогии в славянских языках (Svabazii – svoboda). На изображениях он почти всегда во фригийской шапочке, символизировавшей его близость к рабам и фригийскому сельскому люду. Имя Σαβος созвучно tva – vo, что означает «распухать, становиться сильным». Это напрямую связано с происхождением имени Фуфлунса (См. ниже) и подчёркивает общность этих богов. Существовал также сабинский бог Сабос (Σαβος), сын бога Санкуса, который был эпонимом сабинян и самнитов. Имена этих богов идентичны, что ещё раз подтверждает версию о пеласгийском происхождении Диониса.
Этрусским Дионисом был бог, носивший имя Фуфлунс. Имя бога происходит от индоевропейского корня слова со значением – «вспухать, переполняться». В Беотии ему была посвящена сосна, а его наиболее древним изображением был столб без рук, не покрытый листвой
или ветками. Это же подтверждается и изображением на чернофигурной вазе
VI в. до н. э. из Аттики, где Дионис выглядит как простой столб.
Древнегреческий поэт Пиндар мимоходом, в дифирамбе фиванцам, описывает праздник Диониса:
Что за праздник готовят Бромию
Под скиптром Зевса
Ураниды в небесном дворце,
Пред державной Матерью богов
Первыми грянут тимпаны,
Ударят кроталы,
Вспыхнет факелом рыжая сосна,
Прозвучат глухие стоны Наяд
И безумные «алала!» с запрокинутыми шеями;
Дышащий огнём шевельнётся всемогущий перун
И копьё Энналия,
И просвистит десятью тысячами змей
Мощная эгеида Паллады.
Быстрая приспеет Артемида из уединённых мест своих,
Львиный род
Приводя к вакхическому неистовству,
Ибо и звериным стаям в хоровом кругу
Радуется Бромий (Pind. Dith. 70b, 5 - 25) (Пер. М. Л. Гаспарова).
Комментариев нет:
Отправить комментарий