27 февраля 2023

О жертвоприношении царей (2).

(В продолжение записи О жертвоприношении царей)

Е. В. Титова, ссылаясь на О. Бринна [1], описывает праздник на эгейском острове Наксос, который был одним из ранних центров развития дионисийской религии. "Праздник начинался всеобщим гулянием, во время которого участники пели, танцевали, веселились и пили вино. Потом на праздник прибывал на корабле так называемый Царь вина, олицетворявший собой Диониса. Он был царём острова всего на один год, после праздника его сменял другой. Корабль был украшен зелёными ветками и гирляндами, мачта, вёсла и форштевень были позолочены, а парус – алого цвета. На палубе пел хор юных девушек, а на носу корабля стоял Царь вина, увенчанный плющом и побегами винограда. Затем Царя пересаживали на золочёную повозку и, в сопровождении женщин – менад, он отправлялся в лес. Вероятно, что там происходило человеческое жертвоприношение. Жертвой был Царь вина, а приносили его в жертву менады во главе с царицей". 

Не верится мне, что реального царя приносили в жертву менады. Вероятно, это был какой-то "подставной", шутовской царь, типа майского короля в средневековой Европе. Ну, или что-то в роде "Царя Иудейского", распятого при Понтии Пилате.

Скорее всего, мы здесь имеем дело с отголосками какой-то древнейшей мистерии, может быть уходящей корнями в эпоху верхнего палеолита.

В древнем Вавилоне, говорят, было такое время в середине зимы, когда место правителя страны занимал подставной (подменный) царь (лат. interrex). Шумерские тексты о таком человеке ничего не рассказывают, а старовавилонские и новоассирийские дают буквально несколько кратких упоминаний. Можно предположить, что в вавилонском календаре имелся особый - покаянный - день. Именно на этот покаянный день - интеркалярий, находящийся как бы вне календарного года, - царь соглашался передавать всю власть своему заместителю - безбородому, кривому на один глаз мужчине, или interrex'у, который умирал на закате этого дня, искупая своей смертью грехи царя за прошедший год, а кровь его использовалась в церемонии окропления царя. В день, соответствующий по современному календарю 1 марта, совершенно обнажённого inrerrex'а сажали на осла и провозили по улицам города. Затем его, увенчанного красным колпаком, привозили на главную площадь, где его "дело" рассматривал суд. После дебатов его приговаривали к смертной казни и привязывали к столбу. 

Юноши с завязанными глазами пытались попасть в него пиками. Тот, кому удавалось сделать это, провозглашался "майским царём", а его невеста становилась "царицей". 

Но, опять же, это всё вилами по воде писано... Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...

-------------------------------------------------------------------------

[1] Brinna О. Kultisches und Iconographisches zum minoisch – mykenischen Dionisos // Mitteilungen der Anthropologischen Geselschaft in Wien. 1993/1994. Bd.123 / 124. S. 366

Комментариев нет:

Отправить комментарий