Agnieszka Czekaj-Zastawny в статье "The Structure of Linear Pottery Culture Settlement in South-Eastern Poland" подводит итог многолетним раскопкам поселений носителей культуры линейно-ленточной керамики (LBK) на юго-востоке совр. Польши, которые датируются ок. 5500-4900 гг. до н.э.
В конце 1960-х годов в литературе преобладало мнение о том, что длинные дома, типичные для LBK, отсутствовали на польских территориях. Однако теперь мы можем быть уверены, что участки на юго-востоке Польши обладают всеми элементами поселения LBK, включая длинные дома и различные утилитарно-хозяйственные сооружения. Как и везде в Европе, мы находим здесь: 1 – трёхчастные длинные дома, 2 – дома среднего размера с двойными перегородками, 3 - небольшие дома без перегородок. Интерьеры домов можно разделить на три функциональные части. Центральная часть служила для бытовых (хозяйственно-трудовых) целей. Это была самая большая часть дома, и в ней было достаточно места для повседневной деятельности. Северная часть была занята домашними животными или (по мнению некоторых авторов) служила жилым помещением-спальней. Южная часть, иногда с верхним этажом, поддерживаемым двойными или одинарными плотно расположенными столбами, использовалась для хранения зерна и других продуктов питания.
Длинный дом ЛЛК. Реконструкция. |
Типичные поселения среднего размера в бассейне верхней Вислы в большинстве случаев были открытыми, обычно располагались на ровной местности на нижней террасе реки или на её краю, с лёгким доступом к воде. Было подсчитано, что типичное поселение в бассейне верхней Вислы, состояло из 3-4 домохозяйств и занимало площадь около четырёх гектаров. Дома чаще всего строились на расстоянии не менее 45-50 м друг от друга. Как правило, на поселение приходился один дом значительной длины, обычно более 30 м. Это всегда была структура из трёх частей.
Захоронения обычно располагались вблизи домов в непосредственной близости от вытянутых ям. Хотя встречаются погребения и внутри длинных домов.
Graves within the longest houses of a settlement: A – Brzezie 17, B – Brzezie 40, C – Łoniowa. |
Очевидно, длинные дома имели функцию святилищ. И, я полагаю, что в этих святилищах хоронили не кого попало. Скорее всего, там было не трупоположение, а вторичное захоронение. Может быть, этим объясняется тот факт, что в культуре линейно-линейной керамики наряду с ингумацией присутствуют и кремационные захоронения. Только кремацию, в таком случае, следует понимать не как сжигание трупа, а как форму экскарнации, "обжигания" мягких тканей.
Соотношение кремационных захоронений к ингумационным варьируется в зависимости от места захоронения (например, кремационные могилы составляют 42% захоронений в Эльслоо и около 10% в Нитре, в то время как в Ведровице ни одна из 96 могил не была кремационной). Кладбища с самым высоким процентом кремационных захоронений наиболее распространены в Центральной Германии, в Баварии и в Нидерландах. Польша, благодаря недавним открытиям, больше не является пробелом в данном отношении. Например, в Модльничке все захоронения являются кремационными могилами.
И в конце несколько слов о рвах и частоколах, остатки которых были обнаружены в некоторых поселениях ЛЛК. Автор статьи, Agnieszka Czekaj-Zastawny, пишет: "Функции частоколов или рвов вокруг объектов неясны. Эти сооружения были не очень прочными (например, одиночный частокол из широко расставленных столбов). Возможно, они служили вольерами для отделения домашних животных (внутри) от диких животных (снаружи), или, возможно, они защищали огороды рядом с домами от животных".
Комментариев нет:
Отправить комментарий