"Как отмечает М. Нильссон, элевсинский культ изначально представлял собой частный культ [1]. Подобная практика была весьма распространённой в античном мире. Известно, что жрицы Гефеста и Афины Полиады в храмах Акрополя были из рода Бутада, за семьёй Эвнеидов был закреплён культ Диониса Мельпоменского" (Цит. по: З. З. Кныжова. Роль Элевсинских мистерий в формировании политической и религиозной элиты античного общества).
Написано коряво: "за семьёй Эвнеидов был закреплён..." В архаической Греции не было конституции СССР, которая "закрепила руководящую и направляющую роль КПСС". Так можно договориться и до того, что за семьёй Авраама "был закреплён" иудаизм. Кем "закреплён"? В те времена не было тоталитарных государств с их духовными "скрепами". Попытка какого-нибудь полиса что-то "закрепить" за собой вызывала дружное сопротивление других полисов.
Но всё остальное очень-очень поучительно. Элевсинское святилище со временем приобрело всеэллинское значение, но первоначально это был семейный культ.
Сама собой напрашивается параллель с крито-минойским ритуальным комплексом в Кноссе. С большой долей уверенности можно предположить, что изначально святилище в Кноссе тоже было частным, семейным. И, надо полагать, что было множество подобных святилищ на Крите, как было множество семейных святилищ в Чатал-Хююке. В основном все они на протяжении многих поколений оставались домашними, родовыми, но некоторые из них вышли за пределы семейных рамок и стали всенародными.
Я думаю, что большой ритуальный комплекс в Кноссе можно сравнить с большим грибом в окружении грибов поменьше.
Edward Okuń, 'Matka Muchomor i jej Dzieci', ok. 1900 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий