Е. Г. Вайденбаум в статье "Кавказские амазонки: Материалы для древней этнографии Кавказа" (1872, репринт 2010, Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых) высказывает любопытное предположение о том, что амазонками на самом деле были воины-мужчины, только безбородые и безусые.
Автор сначала передаёт рассказы испанских конкистадоров, начиная с Франциска де Орельяны, о воинственных женщинах, живущих в джунглях реки Амазонки, а затем описывает фенотип местных индейцев.
Мужчины племени Тупи "... имеют длинные, прямые, толстые и густые волосы, а борода и усы состоят из нескольких коротких, прямых волосков. Эта почти полная безбородость увеличивается ещё искусственным выщипыванием волос.
Прямое указание на наружное сходство мужчин с женщинами находим у Дарвина в последнем его сочинении о происхождении человека. На с. 357 ч. 21 он говорит, что «по обилию волос и общему складу тела между полами американских туземцев меньше разницы, чем у большинства других человеческих рас».
«У некоторых из североамериканских племён волосы на голове вырастают до чрезвычайной длины, и Кетлин приводит любопытное доказательство уважения, которым они пользуются; именно предводитель племени Крау был избран в этот сан потому, что волосы его были длиннее, чем у всех других мужчин племени: они имели десять футов и семь дюймов длины. Аймары и квехи в Южной Америке также отличаются длинными волосами, и длина волос, как сообщает мне м-р Форбс, считается такой красотой, что отрезание волос служит для них самым страшным наказанием. На обеих половинах материка туземцы иногда увеличивают видимую длину волос, вплетая в них волокнистые вещества. Несмотря на то что волосы на голове так ценятся, иметь волосы на лице считается североамериканскими индейцами крайне вульгарным и они тщательно вырывают каждый волосок. Этот обычай существует на всём Американском материке до острова Ванкувер на севере и Огненной Земли на юге. Этот обычай доведён до такой крайности, что индейцы в Парагвае вырывают себе брови и ресницы, говоря, что они не желают быть похожими на лошадей.
Индейцы в Парагвае: мужчины или женщины? |
Замечательно, - прибавляет Дарвин, - что на всём земном шаре племена, почти совершенно лишённые бороды, не терпят волос на лице и теле и старательно вырывают их. Калмыки безбороды и, как известно, они, подобно американцам, уничтожают всякий волосок на лице... С другой стороны, бородатые расы восхищаются своими бородами и высоко ценят их» (Ч. 2. С. 387 и 388).
Сходство между мужчинами и женщинами у американских племён было замечено также и Пикерингом (Pickering): «Одна из особенностей монгольской (и американской) расы, - говорит он, - заключается в женской наружности у обоих полов, в отсутствии какой-нибудь выдающейся разницы в сложении и одежде, так что иностранец часто затрудняется отличить мужчину от женщины» (цит. в ст. Бастиана, с. 181)".
"Мне кажется, - говорит Е. Г. Вайденбаум, - что уже указанных особенностей в наружности американских туземцев было достаточно для того, чтобы дать европейцам повод к рассказам об амазонках".
И далее автор переходит к кочевникам евразийских степей.
"Вот как описывает их Инок Магакия, армянский писатель XIII века в своей «Истории Монголов»: «Эти первые татары, которые появились в верхней стране, не походили на людей; ибо вид их был ужаснее всего, что можно выразить: головы их были громадны, как у буйволов; глаза узкие, как у цыплят; нос короткий, как у кошки; скулы выдавшиеся, как у собаки; поясница тонкая, как у муравья; ноги короткие, как у свиньи. Бороды у них вовсе не было. При львиной силе они имели голос более пронзительный, чем у орла, и появлялись там, где их вовсе не ожидали. Женщины их рождали детей, как ехидны, и кормили их, как волчицы. Смертность у них едва была заметна, потому что они жили по 300 лет и хлеба не употребляли в пищу».
Другой армянский историк XIII века, Киракос, составивший «Историю Армении», описывает наружность татар подобными же чертами: «Вид их был адский и наводил ужас. У них не было бороды, только у иных несколько волос на губах и на подбородке; глаза узкие и быстрые; голос тонкий и острый». Наконец армянский же историк Стефан Орбелиан, автор «Истории Сиунии», видевший монголов в XV веке, говорит, что «они имеют лицо безволосое, как у женщин».
Из приведённых цитат видно, что отсутствие бороды у монгольских племён обращало на себя внимание всех арийских народов, приходивших в столкновение с этими племенами. Не меньшее удивление возбуждал также и обычай некоторых кочевых племён носить на голове длинные волосы. Обычай этот, встречающийся ныне нечасто, был прежде общим у многих народов".
Кстати, добавлю я от себя, косы имеются и у многих каменных "баб", которые изображают двойников умерших людей [1]. "Эти косички носили мужчины. Их заплетали очень туго и предназначались они для того, чтобы в случае удара мечом сзади по шее голова не слетала с плеч" (Источник).
"Итак, арийцев наиболее поражали две особенности в наружности кочевников: во-первых, отсутствие бороды, которая у арийцев считалась лучшим украшением и отличием мужчин, во-вторых, длинные волосы, заплетённые в косы, составлявшие у арийцев непременную принадлежность и отличительный признак женщины. Прибавив к этим особенностям ещё одну, а именно преобладание женского типа в телосложении мужчин у монгольских племён, мы получаем ту сумму признаков, которая дала повод европейцам принять за амазонок американских индейцев. Подобным же путём произошло, по моему мнению, и предание об амазонках кавказских в то время, когда Прикавказские степи и народы, занимавшие их, были известны грекам только по тёмным сбивчивым слухам, представлявшим тесную смесь истины с вымыслом", - резюмирует Е. Г. Вайденбаум.
У меня прямо сразу возникли два возражения автору концепции.
1. Жившие в друнглях Амазонки индейцы ходили "в чём мать родила", когда их обнаружили испанские конкистадоры. Обнажённую женщину невозможно спутать с мужчиной.
Надо быть слепым, чтобы упустить из виду женские груди. |
Тем более что конкистадоры были большими "спецами" по женскому полу, - они "трудились" в женских вагинах без устали с утра до вечера каждый божий день.
2. Всем известно, что амазонки воевали на стороне троянцев. Крайне маловероятно, что они пришли в Трою с Кавказа. Значит, они жили где-то в Анатолии. И, значит, они не имели никакого отношения к евразийским кочевникам.
Наверно, если подумать хорошенько, то найдутся и другие возражения.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] “Если умрёт почитаемый человек, — писал Абулгазы Бахадур-хан, — то его
сын или дочь, или братья делают по его подобию изображение и говорят:
вот это образ нашего уважаемого; дотрагиваются лицом до идола, целуют
его и преподносят ему начатки пищи» (Источник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий