18 октября 2022

Естественное бессмертие.

Justin McElroy. Жизнь после смерти

Глядя на какой-нибудь камень, лежащий на обочине дороги, я думаю про себя: вот, мимо этого булыжника проходили мои покойные отец и мать; их давно уже нет, а булыжник лежит на своём месте, и меня не станет, а он будет по-прежнему лежать у дороги. Может быть, мимо него, в своё время, проходили мамонты и даже динозавры... С тех пор прошли миллионы лет... Пройдут ещё миллионы лет, и ничего с ним не случится. Это ли — не бессмертие?! 

Но я не желаю для себя такого "каменного" бессмертия.

Как известно, все живые существа на Земле в основном состоят из воды. И человек — не исключение.

С этой точки зрения, люди и другие живые существа, проходящие (пролетающие, проползающие) мимо камня, мало чем отличаются от проплывающих в небе облаков, которые тоже состоят из воды. Облака постоянно видоизменяются, появляются и вновь исчезают. Прямо как люди... 

Существует круговорот воды в природе, равно как и существует "водное" бессмертие. Но меня, опять же, не устраивает такое бессмертие. Каждую осень листья опадают с деревьев и превращаются в плодородный гумус, который является почвой для произрастания всего разнообразия флоры. Я понимаю, что умру и на моей могиле лопух вырастет, но это сознание нисколько не утешает меня. Такую "жизнь после смерти", которую изобразил Justin McElroy, мы всюду наблюдаем вокруг себя, ибо ходим по земле, которая является перегноем, то есть кладбищем останков флоры и фауны. 

"Все тысячи веков до нас тут ели-пили
То нищий, то богач, валились спать средь пыли.
Сушило солнце прах, дожди его мочили…
Куда ни наступи, всё это люди были" (Омар Хайям). 
 

Мы видим вокруг нас множество примеров естественного бессмертия, которое подкреплено законом сохранения вещества и энергии. После зимы наступает весна, и вновь цветут растения на полях, и нет никакой скорби о прошлогодних растениях, которые тоже цвели прошлым летом, а теперь их нет. А люди скорбят об умерших родственниках, ставят надгробные памятники на их могилах... Это, в общем, понятно: прошлогодние полевые цветы ничем не отличаются от полевых цветов будущего года, и скорбеть тут не о чем, - невелика потеря, - а вот после смерти Александра Сергеевича Пушкина другого такого Пушкина не будет. 

Значит, чая воскресения мёртвых, мы имеем в виду не наше тело, а наше уникальное сознание. Тело — это "компьютер", а сознание это собранные и накопленные "файлы" на компьютере. Вот именно за эти "файлы" мы и "трясёмся", ибо воспринимаем смерть как утрату этих дорогих нам "файлов". Хотя и сказано в Евангелии - "«где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21) - как обетование загробной жизни, но мы всё-таки не до конца верим в это обетование. 

Да, естественное бессмертие существует, и если бы мы были как трава полевая, нас полностью удовлетворило бы это бессмертие. Пока есть вода на планете Земля, жизнь так или иначе "проклюнется" при любом раскладе. Однако природные формы бессмертия нас не удовлетворяют, потому что, когда речь заходит о человеке, возникает вопрос о качестве бессмертия. Глядя на маленького глупенького ребёнка, я вовсе не горю желанием оказаться в его "шкуре". Да, его "компьютер" - новый, а мой - старый, но новый "компьютер" - совершенно пустой, а мой - полон евангельскими «сокровищами». Вот если бы эти "файлы", все мои знания, моё мировоззрение, мой жизненный опыт и навыки, каким-нибудь образом скопировать на "флешку" и затем переместить в сознание ребёнка, тогда наверно я согласился бы на такое "переселение души": ты пошёл снова в первый класс, и смотришь на молодую "училку" глазами аксакала, пишешь в прописях палочки с крючками, а дома после уроков читаешь Хайдеггера. Если бы, да кабы, да во рту росли грибы, - это был бы не рот, а целый огород... Размечтался... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий