Читаю понемногу третий том "Материнского права" И. Бахофена... И только в третьем томе я наконец-то "просёк" его историософскую концепцию.
Значит, так. По Бахофену, первоначально в стаде гоминид царили беспорядочные половые связи, первобытный промискуитет, сексуальный коммунизм. Он предполагал, что люди в доисторические времена беспорядочно смешивались, т.е. матери жили с сыновьями, а братья — с сёстрами, а совокупление первоначально было публичным. Это состояние Бахофен называл гетеризмом или говорил о «зачатии в иле», по аналогии с болотом как символом первичного хаоса и болотными существами «хтонического» мира богов доэллинского населения стран Восточного Средиземноморья, матриархальные обычаи которого Бахофен знал.
Потом почему-то женщины взбунтовались против гетеризма, этого «естественного права» первобытного человечества. Бахофен никак не объяснил причины восстания женщин, но он, видимо, считал, что это восстание было вооружённым и кровавым, так как победившие женщины были амазонками. Их власть держалась на "штыках" и терроре.
Затем пришли "духовные просветители" - арии и свергли тиранию амазонок. При таком раскладе Персей, убивающий Медузу, предстаёт освободителем человечества.
В новом патриархальном мироустройстве наконец-то появляется религия, культ Диониса, и недорезанные амазонки становятся восторженными почитательницами этого бога. "Амазонка жертвует своей прежней властью, чтобы взамен получить новую. Гибнет древняя гинекократия, но её место занимает гинекократия новая. Если та была сопряжена с величием девы-воительницы, то эта существенным образом основана на религиозном принципате женщины". Прямо как в постсоветской России, где бывшие коммунисты "переобулись в воздухе" и и перекрасились в православных имперцев-"скрепышей", как Александр Проханов.
Нечего и говорить, что я против такой историософской концепции. И. Бахофен опирался исключительно на "писания" античных авторов, у него нет ничего из "предания", то есть из археологии, которая в его время делала лишь первые неуверенные шаги. Теперь-то мы твёрдо знаем, что религиозность человека столь же древна как и сам человек, и, по-видимому, сама тайна происхождения человека, выделения его из среды приматов, как-то связана с появлением религии у него. А если это так, то не может быть никакой речи о первобытном "гетеризме".
Но, всё же, отдадим должное И. Бахофену. Он совершил колоссальный интеллектуальный труд, собрав воедино и проанализировав под опредённым углом зрения разрозненные сведения античных авторов. Даже перевести его труд на русский язык сродни подвигу Геракла, - настолько он тяжёл и местами неудобовразумителен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий