Интересные сведения о "матриархате" у ацтеков, собранные Андреем Степаненко. Авторство, кажется, принадлежит блогеру chispa1707.
"Наиболее известный правитель ацтеков Монтесума (Мотекусома II) принял престол не от отца, а из рук своего дяди по имени Ауицотль (Ауитсотль). И если приглядеться, то станет видно:
– Мотекусома II принял власть даже не из рук дяди; он принял власть из рук его вдовы;
– Мотекусома II взял власть только потому, что сумел взять в жёны дочь вдовы дядьки;
– Мотекусома II – брат и племянник вдовы своего дядьки, и здесь – материнская линия!
Когда Мотекусома погиб, ни один из его многочисленных сыновей даже не претендовал на трон. Власть передавалась только с его дочерьми, давалась как приданое. И верховная власть была закреплена за его дочерью Текуичпо. Причём и здесь кровь Мотекусомы ничего не значит; важно, что Текуичпо – дочь его самой высокородной жены, а от неё – вверх по генеалогическому древу – она далёкая правнучка основательницы династии Иланкуэитль. Именно поэтому следующими правителями стали Куитлауак и Куаутемок, поочерёдно бравшие в жёны Текуичпо. А затем эту женщину взял хитроумный Эрнан Кортес, и сын Кортеса и Текуичпо – тоже Мотекусома, владыка ацтекский и вице-король испанский – подписывал приказы, коим и подчинялась вся Мексика и Калифорния. Эрнан, как и полагается, стал при сыне регентом.
На мой взгляд, это по-своему разумная схема. В патриархальной монархии, где власть передаётся строго от отца к сыну, народ с вероятностью 95 % рискует получить на троне человека неподходящего (больного, неумного или слабого духом), уже потому, что вряд ли больше 5 % людей отвечают ВСЕМ требованиям к хорошему правителю. А в матриархальной модели руки принцессы и власти (учитывая острую конкуренцию) добивается самый лучший, из числа этих самых 5 %. Всё справедливо: женщине почёт принадлежит по её материнской природе, а мужчине – только за доблести.
«Переводчица» Марина
Крещёной индианке, переводчице и спутнице Эрнана Кортеса с посмертной славой не повезло. Испанцы, получившие благодаря Марине власть над всей Мексикой, тщательно избегали описания истинной роли этой необычной «переводчицы».
«Самой превосходной» женщиной называет её Берналь Диас.
«Девушка-рабыня» или «наша индеанка-переводчица» называет её Гомара.
«Женщиной-толмачом, индеанкой из этих краев» называет её сам Кортес во втором письме Карлу V.
А ещё её считают рабыней для сексуальных удовольствий ацтекских повелителей, словно вещь, подаренной Кортесу. А ещё – любовницей, шпионкой и советницей по психологии индейцев. И даже Ла Чингадой – великой блудницей, продавшей свой народ испанцам. И все эти красочные эпитеты – разновидности сокрытия сути дела.
У Кортеса были переводчики и помимо Марины – целых два. Хватало Кортесу и рабынь, и блудниц, и даже советников по психологии. Но к власти его могла приблизить только Марина. Начать с того, что Малиналли (именно так её звали на самом деле) – дочь попавшего в плен и принесённого в жертву основного соперника Мотекусомы II в борьбе за власть. Более того, в родо-племенной иерархии Малиналли стояла ВЫШЕ супруги Мотекусомы II. Поэтому едва Кортес (по совету врагов Мотекусомы) взял её в жены, он получил титул Малинче – мужа Малиналли, а вместе с титулом – колоссальные династические права.
Благодаря браку с ней Кортес и вступил в управление Мексикой – с точки зрения самих индейцев, абсолютно законно. Так что принцесса Малиналли не была ни блудницей, ни предательницей, ни тем более обычной переводчицей. Даже если бы она молчала, как рыба, перед ними открывались бы все двери. Малиналли была сама собой – воплощённой высокородностью. Ничего иного от неё и не ждали.
Кортес, по профессии нотариус, то есть юрист, мгновенно понял свои преимущества и… об этом историки как-то не особо упоминают, но ВСЕ действия Кортеса в Мексике свелись к захвату высокородных женщин и детей. Женщин – в свой династический гарем, детей – как живой щит, который, кстати, и спас его при бегстве из Теночтетлана. Кортес знал, где его золотая жила.
И, кстати, сын Малиналли от Кортеса – дон Мартин Кортес имел бы среди ацтеков те же права, что и другие принцы, а от испанской короны получил бы статус вице-короля. Но дону Мартину не повезло, совет вождей провёл обряд изгнания его матери из рода, и Кортес отдал бывшую царицу одному из офицеров, усыновившему и несостоявшегося индейского принца.
Кортес же сделал еще несколько попыток: удочерил одну из дочерей Мотекусомы, зачал потомство с другой его дочерью, а после штурма столицы захватил и взял в жёны самую высокородную принцессу – Текуичпо. И Мексика подчинилась – не Кортесу, а сыну от Кортеса и Текуичпо, очередному Мотекусоме" (Источник).
Как говорит chispa1707,
"матриархат базируется на двух принципах:
1. Правит мужчина и только мужчина.
2. Родство считается по женской линии.И всё.
Неупорядоченные отношения мужчин и женщин в примитивных сообществах просто не оставляют иных вариантов: достоверный родитель один – мама. Длилось это настолько долго и повсеместно, что стало всеобщим племенным законом, а в Средней Азии и ныне самый близкий родственник-мужчина – дядя по материнской линии. И, поскольку правит всё-таки мужчина, права на звание вождя (негуса, боярина, короля) так и переходили – от дяди к племяннику. Но – по женской линии".
Я не соглашаюсь с концепцией "неупорядоченных отношений мужчин и женщин в примитивных сообществах". В исследованной мною этнографической литературе я нигде не заметил таких отношений. Ну, то есть нет того самого "промискуитета", о котором писал Бахофен. Да его даже нет и в среде животных. Как известно, "кобель не вскочет, если сука не захочет". Свора кобелей несколько дней бегает за сукой, пока она сама не выберет из них папашу своих будущих щенков. Так что отец вполне известен у собак. Тем более - у людей. Проблема с отцовством возникает лишь в одном случае, - если первобытное общество понимать как сборище бандюков, которые "беспредельничают" и пускают женщин "по кругу", насилуют их, как на зоне, всей камерой. Но перенос такого "камерного" общества на первобытное, по-моему, не выдерживает никакой критики. "Камерные" отношения могут существовать лишь как незначительные "вкрапления" в здоровые брачные отношения, но они не могут полностью заменить и вытеснить последние. Козе понятно, что при подобном раскладе незамедлительно наступит разложение, деградация, вымирание и исчезновение этноса. Коты и кобели оставляют в покое забеременевших и кормящих самок, а мужики? Ведь "неупорядоченные отношения" означают отношения в любое время. Например, 12-летняя мама (при "неупорядоченных отношениях" такое должно быть сплошь и рядом) хочет покормить своего ребёнка, но мужики, одержимые похотью, не слезают с неё всю ночь. Ребёночек-то - "ничейный", и ни у кого душа о нём не болит. Не знаю, может быть Бахофен представлял себе "неупорядоченные отношения" как-то иначе, но мне они видятся именно такими - бесплодными, приводящими к вырождению общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий