Р. Бриффо рассматривает широко распространённое фундаментальное заблуждение относительно матриархальных обществ.
"Предполагается, что в обществе матриархального типа женщины осуществляют господство над мужчинами, подобное или эквивалентное господству, осуществляемому мужчинами над женщинами в патриархальном социальном порядке, и что такие два типа общества различаются лишь полом, который осуществляет доминирующую власть в каждом из них. Но такое представление очень далеко от исторической реальности. Социальный порядок, предполагающий такое господство, осуществляемое мужчинами или женщинами, может существовать только в развитых экономических условиях, где частная собственность приобрела первостепенное значение; приписывать такую организацию примитивному обществу, где частная собственность практически не существует, — это анахронизм.
Примитивная человеческая группа является матриархальной таким же образом и по тем же причинам, что и группа животных; она является таковой не в силу устоявшегося господства, а в силу функциональных отношений. Материнская биологическая группа подчиняется материнским инстинктам и управляется ими, но этот функциональный факт не налагает господства на мужчину, так же как и самец не налагает господства на самку.
Фундаментальным фактом развитых патриархальных обществ является владение собственностью и контроль экономической власти мужчинами, а следовательно, экономическая нищета и зависимость женщин. На всех более ранних социальных этапах экономическая власть не зависит от собственности, поскольку на таких этапах не существует никакой формы долговременного богатства, ничего ценного, что можно было бы сохранить и накопить. Единственной формой богатства и экономической власти на этих примитивных социальных этапах является способность к производству. Экономическое преимущество, которое дает такая власть, полностью на стороне женщин; ибо женщины в примитивном обществе, отнюдь не будучи экономически непродуктивными, и, следовательно, зависимыми, напротив, в высшей степени являются производителями богатства и, по сути, главными производителями.
Патриархальная теория — то есть теория о том, что первобытное общество было изначально патриархальным, и что социальные отношения между полами были по существу такими же, к каким мы привыкли, — на самом деле является фантастически нереальной. Картина первобытного патриархального правителя, управляющего зависимыми женщинами, которые не имеют экономической ценности или власти, не имеет под собой никакой основы, кроме поздних мифов и поверхностных спекуляций. До развития частной собственности и там, где производительность является единственным источником экономической власти, ситуация прямо противоположная; преимущество полностью на стороне женщин. Производительность охотника никогда не может выйти за рамки выживания «от зарплаты до зарплаты»; он почти никогда, по сути, не может позволить себе постоянное и надёжное средство к существованию. Сохранение мяса, всего богатства земли, всей промышленной продукции, которая может быть накоплена, относится к сфере деятельности осёдлой женщины. Следовательно, когда частная собственность начинается, вся такая собственность оказывается в её руках, и даже до этого развития экономический контроль коллективно находится в руках женщин, а не мужчин.
Хотя первобытное разделение труда между полами обычно возлагает наибольшее бремя на женщину, именно этот факт исключает возможность мужского превосходства, как оно существует в патриархальном обществе. Грубое заблуждение предполагать, что трудолюбивая первобытная женщина находится в подчинённом положении по сравнению с праздной женщиной в патриархальном обществе. Истина прямо противоположна; пока женщина оставалась экономически продуктивной, было невозможно установить полное патриархальное превосходство. Первобытная женщина независима благодаря, а не вопреки своему труду. В первобытном обществе никакой труд не является чем-либо иным, кроме добровольного, и женщины никогда не выполняют никакой работы в подчинении произвольному приказу или под угрозой или запугиванием".
Я ранее писал о "первоначальном накоплении капитала", которое происходило в рамках матриархальных обществ, и т. наз. "храмовой экономике", создававшей запасы продовольствия и использующей эти запасы для проведения для распределения среди нуждающихся в случае неурожая, а также для проведения коллективных трапез-пиршеств во время праздненств. Также я говорил, что патриархат "завязался" именно на "храмовой экономике", то есть на ограблении храмов, на превращении коллективной собственности в частную собственность. Роберт Бриффо, представляя первобытных женщин как трудолюбивых "пчёлок", собирающих "мёд" в общественный "улей", тем самым подтверждает верность моих интуиций.
См. также: "Неолитическая революция" была по преимуществу женской.

Комментариев нет:
Отправить комментарий