23 декабря 2023

Джеймс Фрэзер об Аттисе.

Читаю издание столетней давности — работу Джеймса Д. Фрэзера "Фригийский культ Аттиса и христианство" ("Новая Москва", 1924). Кое-что из его работы представляет интерес.

"В Комане в Понте, месте почитания богини Ма, свинина не употреблялась в пищу, и свиньи не допускались даже в черту города (Strabo, XII, 8, 9). Культ Аттиса дозволял употреблять в пищу мясо, но не свинину и рыбу".

Д. Фрэзер связывает табу на свинину с тем, что Аттис был убит кабаном. А что насчёт рыбы? Мы знаем, что в священных прудах Афродиты и других богинь водились рыбы, которых нельзя было ловить и употреблять в пищу.

Aphrodite with babe Eros riding a dolphin. 2nd c.BC. From the temple of Poseidon. Thasos island Arch. Museum, Greece.

Кажется, и свиньи находились под охраной женских божеств.

"В весеннее равноденствие, 22 марта, в лесу срубалось сосновое дерево и доставлялось в святилище Кибелы. (Принос сосны из леса уподобляется наблюдаемому в наше время народному обычаю заготовления «майского» дерева.) На другой день праздника трубили в трубы. Третий день, 24 марта, был известен под именем дня крови. Верховный жрец — архигалл извлекал из своей руки кровь в виде жертвы. Жрец извлекал кровь из своих рук, и это было подражанием смерти Аттиса, лишившего себя жизни под сосновым деревом".

Нечто подобное практиковали, в своё время, правители индейцев майя, насколько мне известно. Древние майя протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. Потом через отверстие в языке пропускали верёвку с шипами. Кажется, главная цель этого жертвоприношения состояла в том, чтобы вызвать видение, порождённое потерей большого количества крови. С той же целью мужчины протыкали свой пенис (см.: Бабошкин М. Л. Ритуал кровопускания у древних майя в классический период // Древние цивилизации Старого и Нового Света: Культурное своеобразие и диалог цивилизаций. — М., 2003. — С. 33-39). Интересно, а не пускали ли жрецы Кибелы кровь с тою же целью, то есть с целью вызвать «Змея Видения»?

"В Кизике Плацитанская мать, разновидность Кибелы, обслуживалась женщинами, носившими название „марена". Их обязанность состояла в омовении образа богини в море".

Да, вот только на днях говорилось в этом блоге об Ашере Морской, и здесь снова какие-то "маринки" омывают образ богини в море. Однозначно, море — "женская" стихия. 


"
Перерождение и отпущение грехов при помощи выпускания крови быка совершалось в Риме в старое время в капище Фригийской богини на Ватиканском холме, на том самом месте, где теперь построена базилика св. Петра. Некоторые надписи, относящиеся к этому ритуалу, были найдены при расширении здания храма в 1608 и 1609 гг.
Имя Аттис обозначает собой, по-видимому, слово «отец». Это, подсказанное этимологией, объяснение находит себе подтверждение в том факте, что Аттиса называли также «Папас»
.

Как обнаруживается из надписей, оба верховных жреца Кибелы в Песинунте и в Риме, по общему правилу, носили имя Аттиса."

Это что, - простое совпадение? Или и здесь нам надо говорить о силе Традиции? «Папас»-Аттис стал римским папой... Чудны дела Твои, Господи...

"Нужно отметить, что, именно в виду отцовского характера Аттиса, в Вифииии практиковался обычай восхождения на вершины гор и призыва его под именем «папас». Этот обычай засвидетельствован Аррианом, который в качестве уроженца Вифиния имел хороший случай наблюдать его. Мы можем отсюда сделать вывод, что население Вифиния видело в Аттисе небесного бога или отца небесного, вроде Зевса, и Арриан действительно отождествляет его с последним".

Очень интересно. Касательно обычая восхождения на горы. Потому что нам известны многочисленные горные святилища на Крите. Да и сам Зевс как-то подозрительно напоминает нам про Аттиса. Во-первых, рассказ об оскоплении Аттиса является параллелью греческой легенды о том, что Кронос кастрировал своего отца, древнего бога - неба Урана и, в свою очередь, был оскоплён своим собственным сыном, более юным богом неба, Зевсом. Во-вторых, мы видим куретов с обнажёнными мечами, танцующих вокруг младенца Зевса.

Терракотовая плита I в. до н. э. - I в. н. э. с рельефом, изображающим младенца Зевса, которого защищают куреты. Из Черветери, Этрурия, Италия.

Это же прямо обряд из культа Кибелы! В-третьих, и сам Зевс на архаических изображениях выглядит очень странно.
Один из рельефов, найденных в Миласе, изображает безбородого Зевса в головном уборе calathos на голове (такие мы видим на женщинах в Микенах), с ожерельем на шее, с двойным топором в одной руке и со скипетром в другой, с четырьмя рядами женских грудей и с ногами, стянутыми сетчатым одеянием. Мягко говоря, необычный вид для сугубо маскулинного божества.

Зевс Лабрандей в калантосе.

"В свою очередь, мать Аттиса носила имя Нана, что опять-таки является формой распространённого по всему миру слова для понятия «мать» — mater. Необозримое число таких слов, собранных Бушманом, обнаруживает, что буквы «ма» и «на» и подобные им «ам» и «ан», распространены как названия матери".

Любопытно взглянуть, под этим углом зрения, на имя древневавилонского бога Ану. Подозрительно, что его спутницей была богиня неба Анту (идентична Анат), культ которой уходит в доисторические времена. Значит, сначала была Анту, а затем появился Ану. И, наверно, он, как и Зевс Лабрандей, поначалу имел женские груди, и всё такое...

"Рассказ, по которому Нана, чудодейственным образом зачала без сношений с лицом другого пола, обнаруживает нам, что Фригийскую богиню - мать принимали за мать - девственницу, подобно другим богиням. У Julian'a она названа „девой, неведающей матери" (Or. V. 166, b, p. 213 ed. P. C. Hertlein); в храме её в Кизике имелся Parthenon или палата дев. Другая великая богиня плодородия, которую считали девственной матерью, была египетская богиня Neith или Net. Её называют „великой богиней, матерью всех богов". О ней говорили, что она произвела на свет бога Ра, Солнце, без помощи мужчины".

Ну, а здесь Джеймс Фрэзер произносит оксюморон, типа "горячего льда": "великая богиня плодородия, которую считали девственной матерью". Одна такая "девственная Мать" хорошо нам всем известна, - это Дева Мария, Мать Иисуса Христа. И как девственница может быть связана с плодородием, - я ума не приложу... Если тут вообще уместно говорить о плодородии, то не о земном плодородии, а о "рождении свыше", о новом рождении для вечной жизни в Царстве Небесном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий