Е. В. Антонова в своей монографии "Обряды и верования первобытных земледельцев Востока" (М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990) пишет:
"Осёдло-земледельческие культуры распространяются в 8—7-м тысячелетиях до н. э. в тех зонах Передней Азии, где возделывание злаков могло производиться без применения искусственного орошения. Общины людей, связанных узами родства, для ведения хозяйства, как земледельческого, так и скотоводческого, а также для эксплуатации природных ресурсов, должны были владеть определёнными территориями. Их обитатели жили, как правило, в небольших домах, сначала круглых, затем прямоугольных в плане. Они служили жилищами, как полагают, малых парных семей. Совершенно очевидно, что на том этапе развития семья не могла быть самостоятельной хозяйственной единицей. Члены семей составляли более крупные объединения.<...> Основной общественной единицей являлась община родственников, которая могла составлять население целого поселения, а в каких-то случаях, когда это позволяли, в частности, экологические условия, в пределах поселения могло обитать несколько таких общин. <...>
Переход к производящему хозяйству создал предпосылки для образования неравенства. <...> Однако различия статусов в пределах одной общины не прослеживаются археологически даже в такой культуре, основанной уже, по крайней мере отчасти, на ирригационном земледелии, как самаррская, а также в ещё более поздней убейдской культуре, где явны свидетельства разложения первобытнообщинного строя (на это указывает, например, появление храмовой архитектуры).
Реконструкция храма в Тепе-Гавра близ г. Мосула, Ирак. Убейдский период. IV тыс. до н. э. |
Убейдский период в общих чертах датируется 6-м — началом 4-го тысячелетия до н. э., то есть храмовое строительство началось в самом конце периода. Это совпадает с тем, что говорит Википедия: "Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке, начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин и исключение их из процесса представления и конструирования истории" (Источник).Значит, надо полагать, до 3100 г. до н. э. никакого патриархата на Ближнем Востоке не было.
В прошлом году я написал статью "Была ли культура Эль-Убейда матриархальной?" Твёрдо и уверенно ответить "да" на этот вопрос пока невозможно. Зато можно определённо и решительно заявить, что она не была патриархальной. Нет вождей значит нет патриархата, ибо патриархат, согласно определения Википедии, это "форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти". Эта социальная организация называется государством. Государство невозможно без разделения людей на правящий класс и подданных. В убейдский период в Месопотамии правящего класса, "тузов" и всяких "козырей", не было. Стало быть, не было и "шестёрок".
Комментариев нет:
Отправить комментарий