08 октября 2023

Немного о катакомбной культуре.

Территории к северу от Чёрного моря некогда занимали скифы.

скифские памятники

"
Кто населял эту территорию до скифов, т. е. в бронзовом веке (III-II тыс. до н. э.), что за народ был тогда южным соседом прафинно-угров, мы знаем давно: здесь-το и были первые индоарии", - заявляет Л. С. Клейн.

"Археологическую культуру этого населения называют катакомбной, потому что покойники захоронены здесь под курганами не в простых ямах, а в отходящих от ямы боковых подземных камерах — археологи их прозвали катакомбами. Кстати, именно в таких могилах погребены позже скифские цари в знаменитых курганах Солоха, Чертомлык, Александропольский и др. Этот способ погребения скифы тоже унаследовали от своих предшественников здесь.

Реконструкция скифского кургана

В начале XX в. московский археолог Василий Алексеевич Городцов выделил на Донце серию комплексов интересующего нас времени, которую он-то и назвал «катакомбной культурой». Впоследствии памятники этого типа были раскопаны на обширной территории — от Кубани и Нижней Волги до Нижнего Днепра. Узким языком они тянутся и дальше — до Нижнего Дуная. Керамика в разных местах очень различна, так что, по моему предложению, - говорит Л. С. Клейн, - археологи говорят уже о нескольких катакомбных культурах, но все эти культуры объединяет схожий обряд погребения.

Это могилы, обычно впущенные в более древние курганы. Из шахты, пробившей насыпь, уже в материковом грунте отходит камера (катакомба), иногда связанная с шахтой коридорчиком. В камере и лежит скелет или несколько скелетов. На костях осела красная краска, которой посыпали покойника, при них заупокойный инвентарь: глиняные горшки, вылепленные от руки (без гончарного круга), нередко с богатым орнаментом, бронзовые ножи и шилья, иногда серьги, от окисления которых на черепе ярко-зелёные пятна. Встречаются каменные боевые топоры-молоты, булавы. В горшках — следы пищи из зёрен злаков. Поодаль от покойников — кости животных: коровы, овцы, иногда лошади.

Население, оставившее эти памятники, явно занималось больше скотоводством, чем земледелием, и вело подвижной, пастушеский образ жизни. Посёлки обнаруживаются с трудом, и следы их слабые: подолгу на одном месте не жили. В курганных могильниках не успевало накапливаться помногу покойников. В нескольких могилах обнаружены деревянные повозки со сплошными массивными колёсами. И в стаде катакомбников свинья, животное малоподвижное, почти полностью отсутствует. В десятках могил, которые побогаче, обнаружены деревянные повозки со сплошными массивными колёсами — типа арбы".

"За последние полвека сходные культуры бронзового века открыты и в Средней Азии: они тянутся полосой от Северного Прикаспия через Приаралье в Таджикистан и Афганистан, а там рукой подать до Индии. Катакомбы оканчиваются на памятниках Афганистана. В Пакистане и Индии их не найдено (пока). Их долго рассматривали отдельно от причерноморских катакомбных культур — отчасти потому, что в некоторых могильниках неглубокие катакомбы оказались разрушенными: свод просел, и камеры были приняты археологами за ямы со спуском сбоку. Кроме того, трудно было ухватить родство зтих азиатских катакомбных культур с причерноморскими из-за территориальной разобщённости. Между тем, их связывает с причерноморскими не только обряд погребения. Очень своеобразные курильницы с перегородкой внутри есть и тут, и там, да и сам физический облик погребённых тот же. Если бы эти культуры географически стыковались с причерноморскими, их, несомненно, с самого начала включили бы в ту же единую «катакомбную культуру»."

Комментариев нет:

Отправить комментарий