"В эпоху раннего неолита (как, например, Чатал-Гуюк), очевидно, в процентном отношении было больше женщин, чем мужчин (это подтверждают раскопки)" (Источник).
Ну, такое вполне возможно, хотя и очень-очень труднодоказуемо. И к матриархату это имеет весьма условное отношение. Дело в том, что матриархат - это особого рода менталитет и вытекающий из него образ жизни, матриархат - он "в головах", а не в количестве лошадиных женских сил. В данном отношении весьма показательным является народность тода, проживающая в Голубых горах Индии. У тода на 20 девочек рождается 100 мальчиков. Как они это делают, никто не
знает. Матриархат у тода (точнее его остатки) соответствует
переднеазиатскому матриархату. Возможно, в древности этот удивительный "фокус" могли делать и женщины субареев (культура Убейд). Так что, по большому счёту, матриархат никак не зависит от численного преобладания женщин; матриархальные отношения зафиксированы и в тех обществах, где женщины остаются в меньшинстве.
Да, но если всё же допустить, что Источник прав, и в обществе Чатал-Хююка мужчин действительно было меньше женщин? Интересно, каков был "механизм", обеспечивающий численное преобладание женского пола?
На сегодняшний день это является твёрдо установленным фактом, что таврокатапсии проводились не только на Крите, но и в Анатолии и на всём Ближнем Востоке (по меньшей мере). Но мы не знаем, каков процент акробатов, прыгавших через быков, оказывались на бычьих рогах.
Фреска Кносского дворца (Археологический музей Ираклиона) |
С другой стороны известно, что в архаических обществах не все мальчики благополучно проходят обряд инициации. Некоторые при этом погибают. И вот архиважный вопрос: почему погибают именно они, а не другие? По-моему, этот вопрос даже и не ставился учёными этнографами из-за крайней сложности ответа на него. Мало того, что сами обряды проводятся в тайне от непосвящённых, так ещё все члены общества убеждены в том, будто посвящаемых мальчиков проводят через огонь, воду и медные трубы не люди, а духи.
Глупо у них спрашивать, почему во время обряда погиб тот или иной мальчик. Они скажут что-то типа: "Глокая куздра штеко будланула бокра, и ему пришёл кирдык". То есть: евгенический отбор совершают духи, а почему они так делают, нам неведомо, они перед нами не отчитываются.
Если понимать таврокатапсии как элемент посвящений, тогда как будто всё становится на свои места. Вопрос лишь возникает, когда мы видим девушек, осуществляющих "сальто-мортале" через быка.
Согласно канонам крито-минойского искусства, мужчины изображались "краснокожими", а женщины - "бледнолицыми". Значит, по идее, девушки должны были получать ранения (в том числе и смертельные) наряду с парнями. Тогда опять же непонятно, откуда взялось численное преобладание женщин.
Конечно, мужчины могли погибать на охоте, при встрече с дикими животными. Но у женщин в те времена была большая смертность во время родов.
В общем, пока ничего не ясно и всё вилами по воде писано... Однако тут ценна сама попытка приближения к разгадке тайн внутренней регуляции матриархальных обществ. Как им удавалось поддерживать мирные отношения на протяжении многих веков? [1] Ведь в любых обществах во все времена рождались и рождаются совершенно неуправляемые мальчики (кажется, именно их Лев Гумилёв назвал "пассионариями"), которые всё ломают и разрушают вокруг себя, а если они ещё и собираются в банды, то даже современное государство со всеми своими спецслужбами и аппаратом подавления нескоро справляется с ними, а архаические общества были просто бессильны перед этой напастью. Мне кажется, единственным средством борьбы с "пассионариями" было их раннее обнаружение, ещё в детском возрасте, и "утилизация" во время обрядов посвящения. Типа, "был у нас такой мальчик Боря, который залупался на всех и никому не давал прохода, но глокая куздра штеко будланула его, и выпустила ему кишки". Могла быть такая "евгеника" в матриархальных обществах? Однозначно ответить на этот вопрос я не могу, но тут есть над чем задуматься.
------------------------------------------------------------------
[1] Как говорит Источник, "за 800 лет существования города Чатал-Хююк ничто не указывает на то, что там совершались грабежи и убийства (согласно свидетельствам археологов). Но ещё более впечатляющим фактом является полное отсутствие признаков насилия (среди сотен найденных скелетов ни один не имел следов насильственной смерти)".
Комментариев нет:
Отправить комментарий