20 июня 2023

Несколько слов о тапасе.

"«Жар» по-индийски «тапас». Что это такое? Вот человек, у него возникают какие-то проблемы, большие или малые, желательно, конечно, большие. Он от этого начинает мучиться, терзаться, то есть в нём разгорается некий внутренний жар. И если этот жар в себе накапливать, а потом правильно использовать, то его можно использовать для обретения неких выдающихся способностей", пишет Александра Баркова. И она же при этом указывает, что "это понятие специфически индийское, аналогов нет ни в одной другой культуре, зато в индийской оно играет едва ли не центральную роль".

А как же "шаманская болезнь"? Это целый комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период) и которые являются в глазах шаманов свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. Очень часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая… становиться шаманом, однако патологические симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми. Характерное описание данного явления приводит Л. Я. Штернберг. “Перед тем, как стать шаманом, рассказывал мне один знакомый шаман, он болел более двух месяцев, в течение которых лежал неподвижно, пластом, в полном беспамятстве. Не успевал он отойти от одного припадка, как впадал в другой. “Я умер бы, — сказал он мне, — если бы не сделался шаманом”.

А как же заповедь Иисуса Христа: "и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня"? Прот. Иоанн Бухарев разъясняет: "Брать крест свой значит быть готовым на всякие страдания и испытания и даже на самую смерть за веру Христову. Выражение взято из обычая, по которому осужденные на крестную смерть сами должны были нести крест до места казни. Так нес свой крест Христос Спаситель. Таким образом, взять нам крест свой значит то, что мы, следуя за Ним – Христом, т. е. сделавшись Его учениками, должны переносить всякие страдания и испытания, какие Господу угодно будет послать нам, чтобы умертвить в нас страсти: иначе мы не будем достойны Его". Упомянутая здесь "вера Христова" — это совсем не то, что вера в Санта Клауса или Деда Мороза. Сам Иисус говорит: "верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит". И в конце Еваглелия от Марка (16гл 17-18ст) написано: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы". В христианстве вера и крест связаны и слиты воедино: чем глубже вера, тем сильнее крестные страдания, вплоть до того, что ап. Павел сказал о себе: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос". Отсюда и сверхъестественные способности вытекают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий