Кажется, практика строительства рондел дожила до основания "вечного" города Рима. Как гласит легенда, "Ромул начал копать ров, чтобы обозначить границы своего города. Рем постоянно издевался над братом и мешал ему работать. Однажды он перепрыгнул через ров, по-видимому, совершив таким образом святотатство, и тут же был убит".
Значит, по идее, рондела разделяла пространство на "внутреннее", сакральное, и "внешнее", профанное. Рондела проводила границу, которая "священна и неприкосновенна".
В данном контексте следует напомнить о концепции Яна Ходдера, который в своей работе "Одомашнивание Европы" (The Domestication of Europe: Structure and Contingency in Neolithic Societies) предложил гендеризацию пространства в рамках обобщённого неолитического европейского габитуса; области вокруг домохозяйств формировали локус значений, ориентированных на женщин, а "дикие" области закрепляли и генерировали значения, ориентированные на мужчин.
Используя пространственное распределение гендерных изображений, Мортер и Робб предположили, что неолитическое пространство было гендеризировано концептуально, с концентрическими зонами вокруг поселений, которые в некотором роде считались женскими, в то время как отдалённые, дикие или пограничные районы считались мужскими.
![]() |
Пространственность пола. Некоторые возможные отношения (Мортер и Робб, 1988). |
И что тут приходит на ум? — Покров Пресвятой Богородицы, - архаичная мифологема, дожившая до настоящего времени.
Легенда о Покрове Пресвятой Богородицы связана с явлением Божией Матери юродивому Андрею в Константинополе в начале X века. Согласно преданию, столица Византии находилась в окружении неприятельских войск. Люди собрались в Влахернском храме на всенощную и молились о спасении. Среди них был и Андрей Юродивый. В четыре часа ночи во время всенощной произошло явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении святых шла по воздуху. Богородица подошла к храмовому престолу, сняла омофор (покров, покрывало), который покрывал её голову, и раскрыла его над людьми. В итоге враги без всякого кровопролития отступили от города, а покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей.
![]() |
Под покровом Пресвятой Богородицы |
Исходя из этого можно предположить, что инициаторами строительства рондел вокруг неолитических деревень были женщины. Может быть, мужчины копали рвы, но "заказчиками" земляных работ были женщины. Они же совершали магические обряды, разбрасывая "заколдованные" кости предков по канавам. Если это так, тогда "матриархат" и "материнское право" следует искать внутри деревенских ограждений, а "патриархат" — за границами ограждений, в диком мире. Таким образом, женское пространство соотносится с цивилизацией, культурой и законом, а мужское — с "миром насилия", беззаконием и беспределом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий