11 марта 2023

О практике жертвоприношений у кельтов.

Археологи откапывают кости людей в пещерах, шахтах и колодцах. Так, на горе Кифхойзер в Германии известно около 20 таких шахт, имеющих глубину 50-90 м, лишь иногда метров 15. И. П. Русанова в своей монографии "Истоки славянского язычества: Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э." говорит, что там "находились разрозненные кости людей: обломки 11 черепов, 19 костей рук и ног, рёбра, принадлежавшие мужчинам от 18 до 40 лет. Кости людей обнаружены и в других шахтах. В одной из них (глубина 15 м) лежали кости женщин и детей, скопившиеся там за долгое время" (со ссылкой на: Behm-Blancke G. 1962. Zur sozialokonomischen Deutung germanischer Siedlungen der romischen Kaiserzeit auf deutschen Boden // Aus Ur- und Fruhgeschichte. - Berlin. - S. 64-84). В Карлсхоле (Вюртемберг) известны четыре шахты, где вместе с костями животных, украшениями из золота, серебра и бронзы, черепками сосудов лежали остатки людей (в одной шахте не менее 50 человек, в других по 10 и 20) [Moser, 1968, s. 6, 7]. В Кнохенхоле, в шахте глубиной 35 м, среди человеческих костей находились бронзовые копья, сосуды, чертосская фибула, браслеты и другие раннелатенские вещи; в Дитерсбергхоле найдены кости не менее чем от 30 человек и вместе с ними многочисленные украшения и остатки хлеба; ну и так далее. "Во всех случаях в пещерах найдены разрозненные кости, черепа, части черепных коробок людей, явно не захороненных здесь, а принесённых в жертву", - говорит И. П. Русанова.

Надо полагать, практика жертвоприношений в естественных расщелинах-шахтах в альпийских областях появилась очень рано; во всяком случае, пещеры использовались для этих целей со времени бронзы и гальштата. Затем, особенно со II в. до н. э. по I в. н. э., кельты стали строить священные колодцы в своих четырёхугольных святилищах. Надо сказать, это было критическое, "переломное" время в истории кельтского этноса, который находился в состоянии перманентной войны с Римской империей. Ну и вот, эти глубокие колодцы тоже использовались для жертвоприношений. Так, например, на святилище в Хольцхаузен (55 x 60 м) было выкопано три колодца, имеющие глубины 6,5 м, 18,35 м и 35,3 м. Жертвенный характер колодцев подтверждают сделанные в них находки. В колодцах не раз находили человеческие кости среди костей животных, черепков посуды, вперемежку с фибулами, браслетами и прочими побрякушками. Глубокие священные колодцы на святилищах не являлись источниками воды, так как через некоторые святилища или в их рвах текли ручьи.

Человеческих костей в шахтах и колодцах не так уж и много; нельзя сказать, что у кельтов жертвоприношения были поставлены на поток. На общем фоне жертвоприношений человеческие останки занимают более чем скромное место,


однако это не отменяет вопроса о человеческих жертвоприношениях. По всей видимости, кельты вместе с свиньями, козлами и собаками приносили в жертву и людей, хотя и сравнительно редко.

Но здесь возникает иной вопрос: какому божеству приносились жертвы? 

Сразу скажем, что культура кельтов сугубо патриархальная; стало быть, жертвоприношения совершались мужчинами-жрецами. 

По мнению доисторика (prehistorian) профессора Гюнтера Бем-Бланке, здесь речь идёт о фрау Холле. У древних германцев «фрау Холле» считалась владычицей подземного мира. 

Но мы знаем, что на эту роль претендует и рогатый "чёрный бог" Ариэля Голана. Рогатое божество с котла из Гундеструпа и Кернунн (Цернунн) как раз подходят на эту роль.

Изобразительное искусство кельтов свидетельствует о распространении у них культа отсечённой головы. О существовании такого культа сообщали и письменные источники [Циодор Сицилийский, IV, 20; V, 26; Тит Ливии, XXIII, 24], из которых следует, что кельты делали чаши из черепов убитых врагов. Это чисто воинский культ; нечто подобное мы наблюдаем у ордынцев Великой Степи. "Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него". Есть, однако, фольклорная традиция. У тюркских народов, к примеру:
"О ты, богатый Кан Эрлик,
Чьи волосы, лучась, искрятся,
Всегда служит тебе ведром
Грудь мертвеца;
Человеческие черепа –
твои кубки…"
(Источник)

Это это такой, Кан Эрлик? Открываем Википедию и читаем: "Эрлик — в тюркской и монгольской мифологии владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых" (Источник). "Чёрный бог" налицо.

Всё сходится: ведь далёкие предки германцев и кельтов, древние арии, "понаехали" в Старую Европу из Великой Степи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий