10 марта 2023

Кельтские святилища.

И. П. Русанова в своей монографии "Истоки славянского язычества: Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. -1 тыс. н.э." (Буковинский центр археологических исследований при Черновицком национальном университете им. Юрия Федьковича. - Черновцы: Прут, 2002) пишет, что...

"кельты устраивали небольшие святилища - круглые площадки, в центре которых стоял предмет поклонения - изображение божества, и которые были отделены от окружающего мира символической защитой - кольцевым рвом". "Во всех известных случаях непосредственно перед идолом не оставляли никаких жертв, все приношения (обломки посуды, кости животных) помещались кругом капища в кольцевом ровике".  

Это напоминает нам неолитические ронделы. Кстати, andvari5 в "По "городам" и весям Европы позднего каменного века" эти рвы однозначно толкует как оборонительные, фортификационные сооружения. Цитирую: "Первые попытки создания крупных поселений можно найти ещё до 5000 года до н.э.  Одно из них -  Околиште в Боснии, укреплённое рвами и палисадами".

Интересно, что в латенский период у кельтов могилы выдающихся людей продолжали ограждать особым кольцевым или квадратным ровиком.


Что касается больших святилищ, окружённых валом и рвом, на таких святилищах могло собираться много народа, там стоял храм и находился священный колодец. 

По этнографическим материалам в Англии до современности во время весенних праздников воспроизводили такие святилища: на горе вырывали круглый ров, в середине на площадке разжигали огонь, и все участники празднования целой процессией вместе со скотом шли кругами по дну рва.

И. П. Русанова говорит, что эти кольцевые святилища, помимо всего прочего, имели также функцию убежищ, где люди искали спасения под защитой богов.

"Вероятно, религиозные обряды проводились на городищах-убежищах, где население находило укрытие за оборонительными валами во время опасности и оказывалось под защитой богов.

Кельтские городища-убежища времён гальштата и латена были расположены на высоких холмах, окружены валами и рвами, на их площадках нет жилых сооружений и культурного слоя, но в ряде случаев открыты культовые объекты. Основательно исследовано городище-убежище Липтовска Мара в Словакии, относящееся ко времени позднего латена и начала римского периода (I в. до н. э. -1 в. н. э.) и принадлежащее пуховской культуре (смешение кельтской, дакийской и лужицкой культур). Городище занимает мыс высокой горы и окружено шестью синхронными поселениями. 

Вал городища сложен по кельтскому образцу - каменная стена с деревянными опорами и примыкающая насыпь из глины. Огромная площадь городища не была заселена, но в северо-восточной части к валу примыкала вытянутая постройка длиной более 30 м, имевшая стены столбовой конструкции (выявлено около 100 столбовых ям). Пол постройки местами вымощен камнями и покрыт золистым слоем с отдельными очагами и скоплениями костей, обломками посуды и вещей. По своей конструкции, местоположению и находкам эта постройка в Липтовской Маре принадлежит к длинным общественным домам, известным на многих поселениях и позднейших городищах-убежищах славян, где они служили для собраний, общественных пиров и культовых обрядов, как известные контины у западных славян, описанные в Житие Оттона Бамбергского". 

Мы знаем, что во время Бытыева нашествия женщины прятались от озверевших ордынцев в Десятинной церкви и в соборе Святой Софии (Источник). Стены православных каменных храмов гораздо прочнее укреплений языческого святилища, но это не значит, что Святая София строилась как фортификационный объект. Нет, функциональное предназначение христианского храма совсем иное. Очевидно, и языческие городища строились для проведения религиозных обрядов. Но, когда деваться больше некуда, женщины с детьми бежали в свои святилища и городища, ища спасения у богов и богинь. 

Впрочем, можно взглянуть и под иным углом зрения на использование святилищ во время битвы. Женщины могли призывать на помощь духов умерших предков. Не отсюда ли, не от этих ли призывов, появлялись берсерки, одержимые воины?

И. П. Русанова указывает и на другой тип кельтского святилища-городища, который появился в период среднего латена и просуществовал до начала римского периода. Это так называемые Viereckschanz - большие (со стороной до 100 м) прямоугольные площадки, ограниченные валом и рвом.

Особенно много их в бассейне верхнего Рейна и верхнего Дуная.


Валы городищ насыпаны из земли без всяких деревянных конструкций. Вход на городища проложен по мосту через ров и под навесом или башней в разрезе вала, от чего сохранились столбовые ямы, поставленные четырёхугольником на расстоянии около 2,5 м одна от другой. Возможно, по валу ходили люди в ритуальных процессиях. Находки обломков посуды и костей в канавах свидетельствуют о том, что там оставлялись жертвоприношения. Основная масса прямоугольных святилищ относится ко II-I вв. до н. э. У них вполне выражены валы высотой 1-1,5 м, часто ещё возвышающиеся по углам прямоугольника. Как правило, когда проводились исследования, внутри были обнаружены остатки храма деревянного или каменного и "шахты" - священные колодцы. Кроме того, иногда выявляются некоторые дополнительные детали. Так, в Хольцхаузен около ворот горели огни - обнаружена обожжённая глина, зола, уголь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий