В. В. Леонтьев в своей монографии "Этнография и фольклор кереков" (М., Издательство "Наука", 1983) реконструировал реконструировал состав жителей селения Гачгатагин (лагуна Лахтина) в бухте Угольной примерно в 1930 году.
Из приведённой схемы видно, что основу керекского селения составляла матриархальная семья: Улнавыт - женщина и её младшие братья Апыкуйа и Тан?омрын с жёнами и детьми. Главой всей этой семьи был не Арат, а его жена Улнавыт, которую дети её братьев называли "ыллапил", а жёны братьев - "анинна" (старшая сестра). На лето эта большая семейная община разбивалась на малые семьи. Арат и Улнавыт с детьми переселялись в Кайамамкут, Апыкуйа с Амчиктыной - в устье Майнаамамкут, Тан?омрын и Омрытваал с детьми оставались в устье горловины лагуны Лахтина. На зиму все снова собирались вместе и жили одной большой семьёй. 3апасы рыбы, заготовленные малыми семьями, переходили в коллективную собственность и распоряжалась ими Улнавыт. Орудия промысла считались общей собственностью (в этой общине было одно ружьё, им мог пользоваться любой мужчина семьи).
Главенство во всех вопросах семейной, хозяйственной и идеологической жизни в большой керекской семье принадлежало старшей женщине; в нашем примере - "старшей сестре" Улнавыт. Не случайно В. Г. Богораз отмечает, что "все старые женщины из племени кереков считаются очень искусными в колдовстве". Ведущая роль женщины в большой керекской семье нашла чёткое отражение и в фольклоре: герои сказок, прежде чем куда-либо пойти, спрашивают разрешения у бабушки - "ыллапил".
Родственные связи по материнской линии были очень крепкими и отчётливо сознавались родственниками, после смерти мужа жена вместе с детьми снова возвращалась в род своей матери.
Как видно, керекская большая семья являлась социальной и производственной единицей, несколько таких семей составляли род. Наваринские кереки предпочитали брать жён из рода опукинских, т. е. хатырских кереков. (Это означает, что в древности у них практиковались экзогамные браки между двумя родами. В прошлом браки кереков с представителями других племён были редким явлением и не одобрялись сородичами.)
По сведениям кереков, у них не было группового брака, так распространённого у чукчей, но термин "навтумын" существовал. Термином "навтумын" (по-чукотски "нэвтумгын") - "товарищ по жене" - они называли не мужчину, вступившего в брак с женой товарища, а вторую и третью жену, и керекское слово "навтумын" означает "подруга жены". Однако многожёнство у кереков не было распространено и являлось пережитком сорората, когда младший брат, уже женатый, вынужден был брать в жёны жену старшего умершего брата. У чукчей и коряков тоже существовал сорорат, но в большинстве случаев многожёнство было вызвано экономическими причинами, когда богатый оленевод брал вторую, третью жену для ведения хозяйства в других стадах.
Как правило, родившегося сына кереки считали отцом матери, а если отец был жив, то её дедом или каким-либо другим родственником по материнской линии. Когда же рождалась дочь, то отец её говорил, что вернулась "навмат" - свекровь, а мать дочери говорила, что вернулась её "ылла" - мать. Таким образом, кереки считали, что родившиеся дети - это их предки, которые снова вернулись к ним. Детям давали имена предков по материнской линии.
Так же как и у ительменов, у кереков зима составляла год, а лето - другой. Поэтому, определяя возраст ребёнка, кереки говорили, что он прожил два лета и одну зиму и т. д. (Интересно, а не считалась ли у них зима "женским" годом, а лето - "мужским"?)
Комментариев нет:
Отправить комментарий