М. А. Энгельгардт говорит, что "людоедство является довольно поздно в истории человечества; оно развивается вместе с развитием цивилизации: спорадическое, случайное, появляющееся лишь в голодное время у огнеземельцев или тасманийцев, оно превращается в страсть, в гастрономию лишь на таких высоких ступенях культуры, как фиджийская или древне-мексиканская; наконец, оно существует совместно с рабством и зачатками крепостного права (Фиджи, Новая Зеландия и др.)".
Я ранее уже писал о человеческих жертвоприношениях у ацтеков и приводил цитату из Википедии: "Возникновение человеческих жертвоприношений у ацтеков связывают с правлением тлатоани Тисока, который использовал их как способ ведения своей политики в государстве. Более ранние практики жертвоприношения, до прихода ацтеков в Анауак, не известны". То есть практика человеческих жертвоприношений у ацтеков являлась формой государственного терроризма. Подтверждение этому мы находим в статье Человеческие жертвоприношения помогли становлению иерархии в обществе. "Социальная элита могла использовать человеческие жертвоприношения для сохранения собственной власти". "Человеческие жертвоприношения могли терроризировать членов общества, заставляя их подчиняться своему самозваному лидеру; эта практика исходила от вождей, превратившихся в «богов-королей», которые смремились удержать власть в ущерб социальной сплочённости" (Источник). "Вероятно, не случайно, говорит Уоттс, что жертвами часто становились люди, которые представляли угрозу для элиты или впали в немилость у неё" (Источник).
"По одной из гипотез, человеческие жертвы укрепляли структуру общества: право на такое убийство принадлежало жрецам и вождям, стоящим на вершине социальной иерархии, и ритуал нужен был для того, чтобы лишний раз подтвердить существование «вертикали власти». Гипотеза эта, будучи интуитивно вполне понятной, долгое время существовала без каких-либо специальных проверок и подтверждений – пока ею не занялись Джозеф Уоттс (Joseph Watts) и его коллеги из Оклендского университета. Они сопоставили верования и общественное устройство у аборигенов, живущих на островах Тихого океана, Индонезийском архипелаге и др., (то есть среди тех, кто относится к австронезийским народам) и пришли к заключению о связи между структурированностью социума и человеческими жертвами. В статье в Nature авторы пишут, что ритуальные убийства пользовались наименьшей «популярностью» среди наименее стратифицированных обществ (то есть, грубо говоря, среди обществ с наименее сложной структурой). Напрашивается вывод, что при расслоении общества некоторые его члены просто использовали религиозные ритуалы для укрепления и поддержания собственной власти (Источник; см. также: Человеческие жертвоприношения помогали укреплять «вертикаль власти» (2)). Только с появлением государств и государей начинаются репрессии, закамуфлированные под жертвоприношения богам.
Очевидно, то же самое относится и к практике людоедства (каннибализма). М. А. Энгельгардт, писавший в начале XX века, уловил самую суть этого явления, заявив, что оно является довольно поздно в истории человечества и существует совместно с рабством и зачатками крепостного права. И его интуиции подтвердили современные новозеландские антропологи из Оклендского университета Джозеф Уоттс (Joseph Watts) и Рассел Грей (Russell Gray), которые заявили, что единственный путь развития примитивных сообществ, лежащий в усложнении социальной стратификации, практически невозможен без периодов террора "высших" над "низшими".
Теперь, возвращаясь снова к массовому захоронению в Херксхайме, мы задаёмся вопросом: было ли общество носителей культуры ЛЛК в начале 5 тысячелетия до н. э. эгалитарным или стратифицированным? Никаких признаков вождеств в культуре ЛЛК не наблюдается: нет ни двухуровневой иерархии поселений (центр и его округа), ни дворцов, ни богатых захоронений вождей. При этом вооружения и укрепления в поселениях культуры линейно-ленточной керамики не обнаружены. Следовательно, по идее, там не наступили ещё времена и сроки, не созрели условия для появления "истинных арийцев" и "унтерменшей", а также рабства и связанных с ним практик человеческих жертвоприношений и каннибализма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий