04 мая 2025

Немного об альмерийской культуре.

"Доисторическое сообщество жило на протяжении тысячи лет без иерархии и неравенства в крупнейшем поселении медного века в Европе", - сообщает Гильермо Карвахаль (Источник).

"На протяжении более тысячи лет, между 3300 и 2150 годами до нашей эры, доисторическое поселение, расположенное на территории современного города Валенсина-де-ла-Консепсьон в Севилье, было постоянным домом для сообщества, которое, не воспроизводя жёсткие иерархии или централизованные формы господства, организовывало свою жизнь вокруг принципов равенства, сотрудничества и устойчивости. Таков вывод недавнего исследования, проведённого группой учёных из Автономного университета Барселоны (UAB), результаты которого были опубликованы в журнале Journal of Archaeological Science: Reports.

Изученные артефакты, происходящие из бытовых и производственных сооружений, таких как хижины, мастерские и хранилища, в дополнение к материалам, найденным в оборонительных рвах, демонстрируют явные доказательства экономической системы, основанной на пропитании, производственной диверсификации и сотрудничестве . Выявленные виды деятельности включают переработку зерновых, растительных волокон, шкур, мяса, металлов, камня и других органических и неорганических ресурсов. К этому следует добавить заметное повторное использование материалов, что предполагает сознательный подход к устойчивости и комплексное использование имеющихся ресурсов.

Исследование подчёркивает отсутствие доказательств накопления излишков или централизации экономической власти. Этот факт, наряду с широтой и разнообразием обнаруженных видов трудовой деятельности, указывает на глубоко кооперативную и децентрализованную организационную модель. По словам Роберто Риша, исследователя доисторического периода в UAB и координатора исследования, наблюдаемая преемственность подчёркивает жизнеспособность социально-экономической модели, основанной на сотрудничестве, самодостаточности и неконцентрации власти, что сильно отличается от систем продуктивной интенсификации и социальной иерархии, которые будут характеризовать более поздние периоды."

*******************************************************

Очевидно, здесь речь идёт о сообществе носителей альмерийской культуры. Как сообщает Википедия, она возникла на Средиземноморском побережье Иберийского полуострова около 3000 года до н. э. под влиянием франко-иберских потомков кардиальной культуры. После первой миграции с востока около 4000 года до н. э., которая дала начало культуре пещер, вторая волна, предположительно сирийского происхождения, дала начало альмерийской культуре. Хотя эта волна была не слишком многочисленной, культура просуществовала в течение нескольких столетий и оказала существенное влияние на местные культуру и население. При этом крупные конфликты отсутствовали, а носители новой культуры поддерживали постоянные связи с восточным Средиземноморьем, откуда они пришли в Испанию. С собой мигранты привезли плиты-идолы эгейского типа, а также коллективные захоронения типа толосов, характерные также для неолитического Кипра (3700—2300 годы до н. э.). На связи с Восточным Средиземноморьем указывают находки бус из бирюзы и стеатита и каменных статуэток в форме скрипки, подобных изображениям богини на Кикладах. Следует отметить, что люди альмерийской культуры носили бусы из раковин в форме дисков, изготовлявшиеся также людьми капсийской культуры в Африке. Керамика альмерийцев подобна неолитической керамике Фаюма и Меримде в Египте. Культуру альмерии сопоставляют с североитальянскими культурами лагоцца (также Шассе-Лагоцца, или шассейская культура) и чиоцца.

Вот ещё один наглядный пример древнего гетерархического общества...

На мой взгляд, термин "матриархат" (от греческого «мать» + «господство») не подходит для описания такого рода обществ. "Матриархат" и "патриархат" — это примерно как постоянный и переменный ток (AC/DC). По сути, это вариации одного явления, которое можно назвать доминированием. Если на вершине "властной вертикали" находится Dominus, тогда это "патриархат", а если Domina — "матриархат". "Матриархат" и "патриархат" как "двое из ларца, одинаковых с лица", они исповедуют одни и те же принципы господства. Русскому крепостному крестьянину конца XVIII века было абсолютно безразлично, сидит ли в Санкт-Петербурге на троне "матушка"-царица или "батюшка"-царь. При любом раскладе оставались господа и холопы.

Но вот, у носителей альмерийской культуры мы видим принципиально иное устройство общества. И именно такое, гетерархическое общественное устройство является альтернативой патриархату. Оно на первый взгляд кажется анархическим, однако оно всё "пропитано" высокой, религиозной культурой, стянуто-скреплено соблюдением обычаев и традиций, как деревянная бочка — металлическими кольцами. Для современного общества анархия погибельна, потому что люди давно забыли все обычаи и традиции, никто не знает, "что такое хорошо и что такое плохо", никто никого не слушает, и если в обществе сохраняется относительный порядок, то исключительно из страха перед государственными репрессиями.

Впрочем слово "матриархат" можно толковать и по-иному, как «мать» + «архэ». «Архэ» (др.-греч. ἀρχή, — «начало, основание, происхождение; первопричина, принцип») — понятие в досократовской древнегреческой философии, означающее первооснову, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. У Фалеса в роли архэ выступает вода, "женская" стихия: всё произошло из воды. Тут на место воды можно поставить Богиню — смысл один и тот же; как говорится, от перестановки места слагаемых сумма не меняется. Но одной этой чисто умозрительной концепции недостаточно, чтобы говорить о матриархате в обществе, тем более если оно безрелигиозно и не верит ни в бога, ни в чёрта. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий