И ещё одно интересное наблюдение касательно Чатал-Хююка: зверь, связанный с женщинами,— хищник (леопард), а связанный с мужчинами — могучий, но отнюдь не хищный бык.
Однако же, там замечены и мужчины в шкурах леопарда.
Dancing Hunter at Catal Huyuk. c. 6000 - 5500 BCE |
С одной стороны, мы знаем, что шкура леопарда — знак власти. Африканские родо-племенные вожди до сих пор используют леопардовую шкуру как царскую мантию.
Но, с другой стороны, мы видим леопардов на росписях стен этрусских гробниц, что может свидетельствовать о связи леопарда с похоронной обрядностью.
Леопарды из Этрурии |
Гробница Пантер, VII в. до н.э |
Впрочем, с похоронной обрядностью были связаны и львы, судя по этой дольменообразной гробнице.
Монумент Асланташ (Львиный камень) Гробница неизвестного правителя Фригии, VI в. до н.э. |
И есть ещё третий аспект символики больших кошачьих. Это аспект одержимости и связанного с ним оборотничества. Яркие примеры даёт нам культура майя Мезоамерики.
Крадущийся воин-майя в маске ягуара. Петен, Гватемала, ранний классический период майя (250—600 гг. н.э.) |
Терракотовая голова воина-майя в пасти маски-шлема ягуара. Найдено в Веракрусе, Мексика, поздний классический период культуры майя, ориентировочная датировка — 600-800 гг. н.э. |
То же самое, но с другой стороны |
Интересно, что у этрусков имелись похожие маски-шлемы.
Этрусский церемониальный шлем в виде головы волка |
Это, можно сказать, древние "предтечи" средневековых скандинавских берсерков.
С темой ягуаров связаны и африканские тайные общества... Имелось ли нечто подобное в Чатал-Хююке? Вопрос, конечно, интересный... Но однозначно на него ответить невозможно.
Леопард |
Комментариев нет:
Отправить комментарий