«Нравится тебе жить – живи. Не нравится – можешь вернуться туда, откуда пришёл», - говорил Луций Анней Сенека, древнеримский философ-стоик. - «Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна».
По описанию Г. П. Богораза, чукчи представляются истинными стоиками.
"Добровольная смерть — обычное явление среди чукоч. Человек, желающий умереть, заявляет об этом другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу. Мне известно два десятка случаев добровольной смерти, имевших место во время моего пребывания среди чукоч (1895–1897, 1900–1901). Однажды, летом, когда я был на Мариинском Посту, туда прибыла с торговыми целями кожаная байдара с Телькепской тундры. Один из приехавших после посещения русской казармы почувствовал боль в желудке. Ночью боль усилилась настолько, что он потребовал, чтобы его убили. Его спутники исполнили его желание.
Причиной добровольной смерти часто является ярость, то особое чукотское нетерпение, которое упомянуто у Лоттери ещё в 1765 году [1]. Чукчи не способны бороться с болезнями и вообще с физическими и психическими страданиями. Они стараются как можно скорее избавиться от них, хотя бы ценой своей жизни. Aiŋanwat рассказывал мне, как несколько лет тому назад его сосед по стойбищу, по имени "Маленькая ложка", потребовал чтобы его убили. "Он часто ссорился с женой, потому что у них были очень плохие сыновья. Благодаря частым ссорам у него появилось желание умереть. Однажды его жена и старший сын снова затеяли с ним ссору. Тогда он потребовал, чтобы его убили.
Другой знакомый мне чукча добавил следующее объяснение к рассказу Aiŋanwat: "В нашем народе, когда отец очень рассердится на своего ленивого и плохого сына, он говорит: "Я не хочу его больше видеть. Дайте мне уйти". Затем он требует, чтобы его убили, к поручает это исполнить тому самому сыну, который обидел его: "Пусть он нанесёт мне смертельный удар и пусть он всегда страдает, вспоминая об этом".
Глубокое горе от потери какого-либо близкого человека также является одним из поводов для добровольной смерти. Безутешный муж может последовать за своей умершей женой, и наоборот.
Наконец, одним из поводов для добровольной смерти является taedium vitaе (лат. "утомление жизнью", "усталость от жизни", "отвращение к жизни"). Чукча по имени Katьk однажды заявил, что он не хочет больше жить. Он объяснил это тем, что судьба не любит его, несмотря на то, что стадо его разрасталось и семья жила в полном довольстве. Я не придал большого значения его словам, но через несколько месяцев я услышал, что он заставил себя удавить.
Одни и те же психические поводы могут вести к самоубийству и к добровольной смерти. Различие лишь в том, что молодые люди, особенно не вполне взрослые, желая умереть, убивают себя сами. Более же пожилые чаще просят об этом других. Я знаю несколько случаев, когда мальчики и девочки, пятнадцати - двадцати лет, кончали самоубийством от обиды, стыда или печали. Ни один из них не мог упросить своих домашних быть ему "помощником в смерти". Для пожилых людей, напротив того, такая "помощь" считается более приличной, чем смерть от своей собственной руки".
Этот обычай отмечался у чукчей ещё в 30-е годы XX века. Вот запись из дневника учительницы, Сергеевой Катерины Семёновны, которая в начале 30-х годов прошлого века поехала на Чукотку учить детей. Описанные в дневнике события происходили в 1932-1934 годы.
"Не жизнь, а сама этнография! Сегодня приезжал тов. Беляков узнать, почему заведующий лаврентьевским кооперативом не приезжает; чтобы взять у него ключи, застал его дома. Вчера он, его сын Ванкатыргин задушили мать Вэчиткэ (бабушку Ванкатыргина), и сегодня этот «комсомолец» сидит у входа в ярангу на перевёрнутом ведре с кнутом и сторожит, чтоб в ярангу никто не вошёл. На вопрос т. Белякова, когда он станет ходить на работу, тот отвечал, что не раньше просшествия пяти дней, иначе его папа, мама и он сам умрут скоро. Таков закон, так учит шаман."
О подобной традиции она ещё раз упомянула чуть позже, в записи от 11 ноября 1933 года:
"Один из пароходов завёз к нам какую-то инфекцию. Все жители селений южного подрайона, так называемый Провиденский куст, поголовно больны. Наш Урелик — Провидения — не составляет исключения. Болеют тяжело, с осложнениями, но без врачебной помощи и без медикаментов. В Урелике я и за доктора и за аптеку. Вчера умер самый лучший, талантливейший и работоспособнейший эскимос — охотник Кавак. Им одним фактически держалось всё селение. Жена его, чувствуя, что со смертью мужа она лишается и авторитета (Кавак — хозяин земли) и материальных благ, — «умерла своей волей», т.е. заставила сыновей (Напауна и Матлю) задушить себя. Такой закон: никто не имеет права отказать человеку в свободном уходе с этого света" (Источник).
![]() |
Опять Яхин и Боаз?! |
[1] "Чукчи — нация жесточайшая и воинственнейшая, враждебная русским. Они убивают себя, попав в плен".
Комментариев нет:
Отправить комментарий