В. Г. Богораз-Тан в своей монографии "Чукчи. Часть 1. Социальная организация" говорит, что "многие чукотские сказки начинаются с описания жизни одинокого человека, который не знает других людей и живёт в пустыне. Можно было бы сказать, что отдельный человек, живущий одиноко, является основной единицей чукотского общества".
![]() |
В. Г. Богораз-Тан |
Конечно, этот "отдельный человек, живущий одиноко", является мужчиной. Семейные узы у чукчей "не слишком крепкие", "взрослые сыновья покидают своих родителей и уходят искать счастья в отдалённые местности". При этом "в чукотской системе родства отцовская линия в значительной степени преобладает над материнской". Как видим, патриархат, по крайней мере у чукчей, не создаёт крепких больших семей и вообще не соответствует родовой жизни.
"Группа родственных семей обозначается термином varat (буквально: "собрание живущих вместе"). Чукотский varat отчасти можно рассматривать как зачаток рода. Однако varat крайне неустойчив, и число семей, "пребывающих вместе", меняется почти каждый год. Сверх того, если между двумя varat, обычно живущими по соседству, начинается ссора, то всегда находятся несколько семей, которые одинаково связаны как с той, так и с другой стороной. Ядром объединения является группа родных братьев, а также группа двоюродных братьев. Обе эти группы вместе называются "группа парней". Есть пословица: "Группа парней склонна к издевательству".
Я не согласен с Богоразом в том отношении, что он считает varat зачатком рода. На мой взгляд, varat — это зачаток орды. "Собрание живущих вместе" мужчин напоминает мне такие зековские понятия как "хаза" и "малина".
Р.S. КАК ВОСПИТАТЬ ОРДЫНЦА?
"Детство у чукоч проходит очень счастливо. Детей ни в чём не стесняют и не запугивают. Маленьким мальчикам, как только они начинают цепко хватать вещи, дают нож, и с этого времени они с ним не расстаются. Я видел одного мальчика, старавшегося резать ножом по дереву; нож был немногим меньше его самого. Однажды казак, бывший со мной, начал дразнить мальчика лет пяти. Мальчишка обиделся, схватил лежавший на земле топорик и бросил его в голову казаку. Он нацелился довольно правильно, хотя топорик и не попал в казака. Казак закричал и затопал ногами, желая напугать маленького воина. Но мальчик, нимало не смутившись, схватил большой нож и встал в оборонительную позу" (В. Г. Богораз-Тан).
Комментариев нет:
Отправить комментарий