08 октября 2021

О высосанных из пальца вождях и вождествах.

Африканист И. Е. Синицына в монографии "В мире обычая" (М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997) пишет: 

"«Непонимание» социальной организации африканских автохтонных структур привело к тому, что начиная с первых колониальных документов вплоть до конца колониальной эпохи африканские правители и их аппарат (правители областей, советники, законоведы, исполнители приговоров, придворные с исторически сложившейся титулатурой и другие должностные лица) слились в единое понятие «вождь» (chief).

На разных европейских языках этот термин означает просто «глава», «начальник». Коренному населению Африки термин «вождь» вообще был незнаком. Тем не менее «вождями» стали называться должностные лица независимо от того, считались ли они сакральными священными правителями, царями или обладали лишь функциями деревенских старост.

Исключение составляли исламизированные территории. Общественная организация эмиратов, султанатов и тому подобных политических образований, где получило распространение мусульманство, европейцам была исторически более или менее известна. Принципы их организации искусственно насаждались у соседних народов, которым они были чужды, в том числе — в догосударственных этнических группах. Примером такого насильственного переустройства- «переодевания» может служить история народа тив, где насаждались неприемлемые для них порядки, почерпнутые из хаусанских эмиратов (Нигерия)."

Надо ещё раз повторить: до прихода европейцев коренному населению Африки термин «вождь» вообще был незнаком. Были выборные старейшины деревень, которые ничем не отличались от односельчан. 

Я пока мало знаком с историей образования первых государств к югу от Сахары, но, кажется, цари там появились под влиянием исламской экспансии. Да и те цари были ограничены со всех сторон. И. Е. Синицына, касаясь царей племени йоруба, говорит, что царь мог показываться народу лишь трижды в год во время священных церемоний: остальное время он сидел дома как Рапунцель в башне.

"При царе состоял исполнительный совет (Аджисафе называет его «Privy council» по образу английского Тайного совета), в функции которого входило управление страной. Если в результате царской деятельности возникала угроза безопасности для страны и народа, советники могли обратиться к царю с формальным советом «уснуть». При отказе от самоубийства царя смещали, и он подлежал высылке. Например, за неудачный военный поход царь должен был расплатиться жизнью — вслед за погибшими воинами. Внешне жестокая норма не оставляла правителю права на ошибки; она ставила его в равное положение с воинами, которых царь не мог бездумно отправлять на гибель, и способствовала проведению взвешенной и осторожной политики.

Неугодного царя, крупного вождя или богача могли подвергнуть кирикири — трёхмесячной кампании возмущения, во время которой, обычно по ночам, у его дома выкрикивались обвинения в его адрес, в том числе — в ведовстве, распевались насмешливые песни и т.д. После этого обычно следовало самоубийство или изгнание обвиненного. По своему характеру эта норма относится к древнейшим пластам народного права", - пишет И. Е. Синицына.

Интересное звукосочетание: кирикири и харакири

Но, пожалуй, самое интересное во всей этой истории
то, как европейцы "навешали" африканцам своих «вождей», а потом стали представлять африканские традиционные общества под управлением этих «вождей». А на самом деле, у бушменов Ботсваны никаких царей или вождей нет и никогда не было.


Очевидно, не было вождей и у других древних африканских племён.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий