06 октября 2021

Матрилинейное римское общество в догородской период (2).

(В продолжение записи Матрилинейное римское общество в догородской период)

Мирослава Миркович (Miroslava Mirković) в монографии "Рея Сильвия и семь римских царей" (Rea Silvia and seven Roman kings. Kinship and power in early Rome) пишет:

"Особенность социальной системы и семейной структуры во времена семи царей в Риме представляет собой отсутствие отца и его власти в семейной группе. У первого римского царя Ромула не было отца. Отцы других римских царей также были неизвестны, за исключением Тарквиния Приска, который представляет собой особый случай: его отец был греческого происхождения. В раннем Риме система родства была основана на материнской группе. Матрилинейность доказана для первого римского царя - Ромул был сыном царской дочери Реи Сильвии - и следы родства по женской линии можно обнаружить в некоторых других историях о передаче власти от одного правителя к другому. Нет никаких доказательств существования патриархального принципа и отцовской преемственности как института в Риме до периода Республики, то есть до 510 года до н.э.

Мифы и легенды сохранили элементы латинской, греческой, римской или даже средиземноморской культуры. Они восходили к той стадии развития общества, в котором не было известного отца, другими словами, когда социальная структура не была индоевропейского типа семьи, состоящей из отца, матери и детей. Родство, наследование и власть были основаны на кровном родстве, наследовании и власти, причём самой древней формой родства была группа матери (матрилинидж), не мать как доминирующая фигура в группе, но как та, которая родила потомство и заботилась о нём. В историях о семи римских царях продолжение рода идёт через мать, дочь царя. Идея матрилинейного происхождения может служить отправной точкой в объяснении некоторых социальных особенностей ранней римской истории, поскольку традиция сохранила их. В исторические времена их не существовало. Есть основания предполагать, что раннее латинское и римское общество было изначально матрилинейным. Первым известным отцом был Эней. Он появляется в Италии со своим сыном, несущим на плечах своего старого отца Анхиза; у него был сын до его прибытия в Италию. Его матерью была богиня. Сильвий, дальний предшественник Ромула, был сыном Энея, родившимся после его смерти, и дочери царя Латина Лавинии; Ромул, основатель города, был одним из Сильвиев, по линии его матери Рии Сильвии. Родовая фамилия передавалась через дочь царя. Отец отсутствует и заменён богом Марсом или его дядей Амулием".

И далее Мирослава Миркович говорит, почему Рим был назван женским именем Roma:

"Древние авторы часто упоминают женщину как основательницу города Рима. Автор истории жриц в Аргосе говорит, что Эней пришёл в Италию из страны молоссов вместе с Одиссеем и стал основателем города, который который он назвал в честь Ромеи (Romê), одной из троянских женщин. "Он говорит, что эта женщина, устав от скитаний, подняла других троянских женщин и вместе с ними отправилась на корабли. Каллий, писавший о деяниях Агафокла, говорит, что Ромея (Romê), одна из троянских женщин, пришедших в Италию вместе с другими троянцами, вышла замуж за Латина, царя аборигенов, от которого у неё родились три сына: Ром, Ромул и Телегон... и, построив город, они дали ему имя своей матери". Так или иначе, связь различных историй о прибытии Энея и основании города Лавинией, история царей в Альба-Лонге и основания Рима, проходит через женщин, дочь царя Латина Лавинию в Альба-Лонге и Рею Сильвию, дочь последнего царя Сильвия, которая родила близнецов Ромула и Рема, которые основали Рим".

Пожалуй, совсем не стоит искать здесь какую-то наиболее верную версию основания Рима, так как "в литературной традиции слои разных времён переплелись между собой, как слои в археологии" (М. Миркович). Тут главное - уловить "дух времени" во всех этих преданиях и понять, откуда он веет. А веет он с той поры, когда общество ещё не было политически артикулированным, но существовало в рамках фиксированных социальных отношений задолго до организации государства.

Богиня Рома

Затем М. Миркович переходит к вопросам лингвистики.

"Терминология родства, такая как avus, avunculus, homogalaktoi [1], metropater и подобные, представляет собой важный элемент исследования ранних обществ. Ономастика в мифе об основании обнаруживает любопытный факт, что имя, обозначающее род, появляется только в женских именах Rea Silvia и Acca Larentia, но не в имени основателя города, Ромул. Ромул принадлежал к роду Сильвиев, но по материнской линии; у него нет имени, указывающего на принадлежность к роду по отцовской линии. Даже Сильвий происходил от женщины Ларенции, которая родила первого Сильвия. Если Ромул появляется без отчества и без имени, указывающего на принадлежность к роду, это говорит о том, что у него нет известного отца. Это означает, что наследование не было патрилинейным".

--------------------------------------------------------------------

[1] Многие домохозяйства архаической Греции объединялись в деревни, жители которых назывались homogalaktoi - знаковый термин, обозначающий тех, кто был объединён (материнским) молоком, что означает родство по материнской линии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий