10 сентября 2025

Перемены у мосо с появлением денег.

Siobhán M. Mattison в статье "Вклад эволюционистов в решение «матрилинейной загадки». Проверка модели Холдена, Сира и Мейса" сообщает следующее:

"Большинство мосо до недавнего времени занимались натуральным сельским хозяйством, выращивая такие культуры, как гречиха, кукуруза, пшеница, картофель и овощи для собственного пропитания, а также занимаясь животноводством, включая крупный рогатый скот, в качестве важного побочного занятия. Начиная с 1980-х годов и всё больше с середины 1990-х годов, часть мосо, проживающая преимущественно вдоль озера Лугу, зарабатывала на жизнь за счёт прибыли от процветающей туристической индустрии. Эта прибыль в некоторой степени распределяется общинно: каждая семья отправляет одного представителя для участия в общественных туристических мероприятиях, таких как публичные танцевальные представления и лодочные экскурсии к местам назначения на озере. Семейные отели и магазины, тем не менее, привели к существенной разнице в доходах между домохозяйствами, и доходы таковы, что большинство людей в районах, где распространён туризм, живут исключительно за счёт связанной с ним прибыли.

В традиционных семьях мосо женщины фактически передают собственность своим дочерям и их потомкам, в то время как мужчины мосо выступают в качестве временных совладельцев. Все потомки женщин, состоящих в родстве по материнской линии, имеют право узуфрукта на домашнее имущество, но только потомки женщин имеют право передавать имущество последующим поколениям.

До недавнего времени самым важным наследуемым ресурсом, общим для домохозяйства, была земля, но деньги и другие товары длительного пользования теперь стали более важными, особенно в районах, где развит туризм. В то время как земля исторически передавалась наследницам женского пола, этнографические данные свидетельствуют о том, что денежный доход наследуется как наследниками мужского, так и женского пола".

***

Джеймс Скотт в своей монографии «Против зерна. Глубинная история древнейших государств» задался вопросом: почему первые государства "завязались" именно на зерновых культурах? И ответил примерно так: потому что зерно легко изъять у земледельцев.


А, например, картофель можно оставлять в земле на зиму, ходить каждый день в огород и копать понемногу. Если придут, чтобы изъять картофельные "излишки" в пользу государства, - лопату им в руки и на шею барабан: идите и копайте землю в огороде; сколько накопаете - всё ваше. Я думаю, охотников ковыряться в земле не нашлось бы.

Я думаю, что у мосо земля передавалась по наследству от матерей к дочерям вовсе не потому, что женщины, как узурпаторы, лишали бедных мужчин экономических ресурсов, а потому что сами мужчины не горели желанием работать на земле. В основном это ежедневная тяжёлая работа в поле от зари и до зари. Наследовать землю значит обрекать себя на пожизненную обработку этой земли. А вот деньги — это совсем другое дело. И здесь, как мы видим, мужчины не отказываются от своей доли. 

Ситуация напоминает белорусскую народную сказку про волка, который искал себе еду. Хлеб растить было слишком долго и хлопотно, решил он добыть себе "лёгкий хлеб". Пришёл на конюшню и говорит:

— Конь, конь! Я тебя съем.

— Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

— И то правда, — согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк — и бежать...

Если под этим углом зрения взглянуть на историю, то едва ли не все войны эпохи патриархата можно понять как поиски "лёгкого хлеба". Вместо того чтобы мирно трудиться на земле, как женщины, мужики собирались в орду и отправлялись грабить соседей. Успехи земледелия, накопление женщинами "излишков" продовольствия, способствовали тому, что эта тактика выживания оказалась столь успешной (по крайней мере, в первой фазе, до появления сильных государств, когда некому было дать по зубам ордынцам).  

Комментариев нет:

Отправить комментарий