05 ноября 2021

О торгово-культурных связях минойского Крита с Индо-Хараппской цивилизацией.

Артур Эванс ещё в 1903 году интерпретировал длинные тройные перья, изящно ниспадающие сзади головного убора "царя-жреца", как перья из хвоста павлина. 

Это задаёт вопрос о торговых и культурных контактах (прямых или косвенных) между Эгейским морем и Южной Азией, родиной Индо-Хараппской цивилизации бронзового века.

Anne Chapin и Marie N. Pareja, авторы статьи "Peacock or Poppycock? Investigations into Exotic Animal Imagery in Minoan and Cycladic Art", полагают, что такие контакты имели место быть. 
На Эгейских островах археологи находят лазурит, сердолик и олово, которые служат индикаторами торговли Крита с регионами, расположенными за горами Загрос. Шахты по добыче лазурита находились на территории Бадахшана (Афганистан), и оттуда он распространялся дальше с течением времени: его можно найти в Маргиане в середине четвёртого тысячелетия до н.э., в Месопотамии в Убайдский период (5 300 - 3 750 гг. до н.э.), в Древнем Египте во второй половине четвёртого тысячелетия до н.э., и в Анатолии в середине третьего тысячелетия. Материал мог появиться на Крите в конце четвёртого тысячелетия, а в долине реки Инд - к началу Хараппского периода (3 300 - 2 800 лет до н.э.). 

Украшения из сердолика найдены в Эгейском море на острове Айгина, в тайнике периода EM III.10. Особого внимания заслуживают два различных, но пересекающихся стиля, обнаруженных на бусинах: во-первых, первоначально это были биконические бусины в форме бочонка-цилиндра, форма которых часто встречающаяся в Индо-Хараппской культуре; во-вторых, бусины были уменьшены в размере и на металле были вытравлены популярные месопотамские узоры, которые указывают на чёткий и определённый путь, как эти артефакты попали в Айгину. Таким образом, Месопотамия выступает в качестве своего рода "посредника", через которого проходили товары и материалы, прежде чем попасть в Эгеиду.

Впервые павлины были завезены в материковую Грецию благодаря дипломатическим контактам с Персией в пятом веке до н.э. В Римской империи павлины стали популярны как экзотические домашние животные и как лакомые кусочки на роскошных пирах. В данной связи надо заметить, что павлины тянули колесницу Геры/Юноны и были её священными птицами. Римские легенды о павлинах утверждали, что их мякоть была очень вкусной, что их плоть нетленна, и птицы стали символизировать бессмертие. Говорят, римские олигархи кушали блюда из языков павлинов.

Однако у нас не имеется никаких данных о присутствии павлинов в Средиземноморском мире до исторических времён. Тем не менее, в Эгеиде есть несколько изображений птиц, сделанных из драгоценных материалов, с длинными шеями и пышными хвостами, которые напоминают павлинов, как самцов, так и самок. Наиболее сильные аргументы можно привести в пользу изображения длинношеей птицы с пышным хвостом, вырезанного на бляшке из слоновой кости, найденной в Палайкастро и идентифицированной Р. М. Докинзом в 1904 году как павлин, приземлившийся на землю в скалистом пейзаже. Действительно, общие пропорции птицы, с ее характерным высоким хохолком, длинной шеей, преувеличенным хвостом и длинными ногами (пропорционально короче, чем у цапли) подтверждают идентификацию павлина.
Иконографическую параллель можно найти в культовой сцене, украшающей золотое кольцо, найденное в пещере Порос, близ Ираклиона, Крит. На этом кольце изображена мужская фигура, приветствующая сидящую женскую фигуру (богиню?), которую окружают большие птицы с поднятыми крыльями и опущенными длинными хвостами. Птица слева имеет длинную шею и  длинный хвост самки; птица справа, с заметно более короткой шеей, больше похожа на фазана. 
 
Похожая птица с длинным хвостом и короткой шеей летит к мужской фигуре, склонившейся над бэтилом на золотом кольце из Селлопуло, Кносс. Пышный хвост предполагает павлина; более короткая шея - фазана. Возможно, художник спутал эти два вида?
 
Аналогичная пара противоположных птиц появляется с женской фигурой на золотом кольце (№ 3), недавно раскопанном из гробницы так называемого воина-грифона. Эти птицы, также крупные по размеру, с такими же длинными хвостами, длинными ногами и поднятыми вверх крыльями, опускаются на камни в манере, сильно напоминающей птицу птицу, изображённую на табличке из слоновой кости из Палайкастро. Они приземляются по обе стороны от женской фигуры с посохом, чьи заострённые пальцы ног и развевающиеся волосы наводят на мысль об эпифании. Шеи этих двух птиц, однако, также кажутся слишком короткими, чтобы с уверенностью идентифицировать их как павлинов, - возможно, они также изображают фазанов?
Интересно, что обыкновенный фазан (Phasianus colchicus) не является родным для Греции, а происходит из Азии, и первоначальный ареал вида простирался далеко и широко, от Чёрного моря до Тайваня. Подвид, который сегодня встречается в редких уголках Северной Греции, P. c. colchicus (кавказские фазаны), "похоже, был завезён в Грецию в доисторические времена, вероятно, из Колхиды на юго-восточных берегах Черного моря". Таким образом, похоже, что минойские изображения крупных длиннохвостых птиц - будь то фазаны или павлины (или и те, и другие?) - изображают экзотических птиц, чьи образцы вполне могли быть завезены на доисторические Эгейские острова с востока. И для доисторической публики оба вида, будь то обычный фазан или голубой (индийский) павлин, должны были представлять собой захватывающее зрелище. Они принадлежат к одному семейству (Phasianidae), и их относительно незначительные физиогномические различия (длинная и короткая шея, разница в размерах) могли показаться незначительными по сравнению с впечатлениями от встречи с живыми произведениями искусства, будь то в физической или художественной форме.
Я здесь обратил внимание на сине-голубой цвет павлина.


Я уже касался символики синего цвета в записях Размышления о синем цвете и О символике синего цвета.  Поэтому повторяться не стану. Имея в виду "загробную" символику синего цвета, павлин действительно представляется птицей "не от мира сего". Да и фазан - тоже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий