09 декабря 2025

Монотеизм на Крите, которого не было.

Обычно считается, что у этеокритян (др.-греч. Ἐτεόκρητες — «истинные критяне», т. е. «минойцы») была единая Богиня, которая затем "распалась", и у греков классической эпохи мы наблюдаем лишь "осколки" той Богини, в виде Афины, Артемиды, Деметры и Персефоны, Гестии, Геры, Геи. 

Это может быть, но в таком случае нам придётся допустить существование теократии на Крите до вторжения греков-ахейцев. Потому что единую Мать-Богиню можно определить как характерную черту монархических теократий, а не примитивных народных религий.

Г. В. Томский говорит, что "тенгрианство (тенгризм) было религией, которую исповедовали как Аттила, предводитель гуннов, так и Чингисхан, основатель Монгольской империи" (Источник). При этом "главный бог Тенгри («Небеса») поразительно похож на индоевропейского бога неба *Dyḗus". 

Иначе говоря, монотеизм легитимизирует правление монарха: монарх позиционирует себя как ставленника единого Бога, "сущего на небесах". Один Бог, один царь, один народ. Кто не с нами, тот против нас. Все другие боги — это черти, а их приверженцы — слуги дьявола.

По всей видимости, на Крите не было ни Миноса, ни "царя-жреца" Артура Эванса, ни других царей типа Чингисхана. Были ли царицы вместо царей? — Маловероятно. Поэтому, я полагаю беспочвенными фантазиями представления о поклонении единой Богине на Крите. 

Крито-минойское искусство не даёт нам никакого единого, легко угадываемого образа богини. Так называемые "богини со змеями" — это скорее всего вовсе не богини, а участницы какого-то религиозного ритуала. Чаще всего мы видим лишь знаки присутствия Богини — лабрисы, или грифоны.


Также мы видим изображение богоявления на золотом перстне из Исопаты.

Golden ring with theophany show and ecstatic dancing from women in flowered field, which celebrate the wondrous fact of earthly appearance of the goddess to mortals. The Goddess is depicted as a sacred form (above left) in the sky of the scene framed, by holy symbols. - Isopatos Tomb, Knossos, Crete - MiddleMinoan Era I I - PalaioPalatial Period (1800 B.C.)

Трудно "вывести" из этого единую Богиню. Может, это какая-то "местночтимая" богиня. А может вовсе и не богиня, а что-нибудь наподобие хлыстовской "богородицы" Акулины Ивановны во время радения (= коллективного экстатического танца). В общем, я пока воздержусь от признания матриархального единобожия на Крите минойской эпохи. Не вижу весомых причин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий