08 декабря 2025

Удмуртский Хэллоуин.

"Период зимнего солнцеворота у северных удмуртов назывался Вожодыр (букв.: «переходное время», перекрёсток / перекрестье времени; время «злых духов» / «время [бесчинства] вожо»). Название отражает суть особенного времени в бинарной оппозиции обыденный – сакральный и адекватно коми «вежа ʻсвятой / освящённый / священный’». Согласно архаическим представлениям удмуртов, в дни переходного времени на землю «выходят» из воды духи переходного времени вожо, олицетворением которых является множество маленьких существ белого или чёрного цвета в зоо- или антропоморфном облике" (цит. по: Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. Половозрастная стратификация деревенского общества в удмуртском народном календаре").

Какое удивительное совпадение с современным маскультурным праздником Хэллоуин! Хэллоуин восходит к традициям ирлано-шотландских кельтов и ирландскому языческому празднику Самайн, который отмечается каждый год 31 октября. Кельты делили год на светлую и тёмную половину, празднование Самайна обозначало начало тёмной (осень и зима) половины. Можно напомнить, что в Британии ноябрь до сих пор считается зимним месяцем, так что зима наступает как раз в ночь с 31 октября на 1 ноября. Именно в эту ночь из-под земли «выходят» духи и бродят по ночам среди домов в поисках тёплого места. С этим связан тыквенный фонарик, или светильник Джека, — он представляет собой полую тыкву, на которой вырезаны глаза, нос и рот, а внутрь помещена свеча. Считалось, что подобный плод, оставленный в День Всех Святых около дома, будет отгонять от него злых духов и прочую нечисть. По идее, духи, как мошки должны слетаться на огонь фонарей, минуя двери и окна домов. Очевидно, изображения всякого рода призраков, скелетов с паутиной, ведьм представляют собой "парад" нечистой силы, которая торжественно вступает в свои права на самый тёмный период года.

Во время Хэллоуина придомовые участки традиционно украшаются жуткими атрибутами: ведьмами, скелетами, призраками, паутиной и надгробиями

Т. Г. Владыкина и Г. А. Глухова говорят, что в удмуртских деревнях "в связи с этим люди руководствовались тщательно продуманной системой запретов-оберегов. В сумерки и ночью, особенно около полуночи, старались не ходить по улице, боялись проходить через мост, около заброшенных домов или бань: считалось, что именно в этих местах обитают вожо. <...> В Святки существовал запрет на определённые виды деятельности: мыть полы, стирать, ходить в баню, выносить из печи золу, мять лён, делать солод. <...> В эти дни не только можно, но и нужно было заниматься рукоделием, однако и оно было ограничено временными рамками. Прясть и вязать можно было только днём, в сумерки эту работу делать строго воспрещалось".

В общем, всякого рода работы приостанавливались, люди сидели по домам, человеческая деятельность и активность замирала на самое тёмное время года. Соответственно, затухали конфликты, прекращались войны... 

По записям исследователей XIX в., в традиции северных удмуртов первый день Рождества носил название «угощение вожо» (вожо-шыд). Основным моментом этого дня была совместная трапеза деревенской общины (шыд-сиёну главного жреца (зӧк поп). Обращаясь к праматери-вожо (вожо-мумы) он просил, чтобы в течение двух «страшных» / «переходных» недель она не причиняла вреда людям, «без гнева ушла бы в воду 6 января [по ст. ст.], на будущий же год способствовала хорошему урожаю хлебов». 

Значит, во-первых, у духов-вожо имелась праматерь-вожо; так как духи "выходят" из воды, то очевидно подводное и, в целом, подземное обиталище праматери. Интересно, что критяне нисколько не боялись таких мест выхода духов на поверхность земли, но, наоборот, облагораживали и чтили их.

Священный источник во дворце Като Закро, Крит.

К тому же, они совершали паломничества в священные пещеры, которые можно было бы назвать настоящими "притонами" духов праматери.

Cretan caves

Во-вторых, мы видим, что сакральная часть года была "женским" временем, - временем, когда женщины практически не выходили из дома и не работали. Это были своего рода "зимние каникулы", или "долгая суббота". Если на улице горели огни фонарей, то внутри домов, надо полагать, было темно, чтобы не привлекать нечистую силу. И вот, в этой темноте происходило таинство рождения духовного человека (см.: Материнская ночь, Мать Олениха). 

В-третьих, параллель между кельтскими и удмуртскими традициями говорит о том, что у кельтов Шотландии и Ирландии эти традиции сохранились как наследие доиндоевропейской Старой Европы. Кельты, так сказать, "заразились" от более древних обитателей тех мест и сыграли роль "передаточного звена", передав нам эту древнюю "заразу". Не будь кельтов, мы узнали бы о том же от удмуртов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий