MICHAEL ROSENBERG и RICHARD W. REDDING в статье "Hallan Çemi and Early Village Organization in Eastern Anatolia" рассказывают про Халлан-Чеми (Hallan Çemi), протонеолитическую стоянку в предгорьях Тавра в восточной Анатолии.
Халлан Чеми - старейшая деревня, известная на сегодняшний день в Восточной Анатолии. Место раскопок представляет собой остатки по существу осёдлого общества охотников-собирателей, хотя и стоявшего на пороге одомашнивания животных, которое населяло верховья Тигра к концу одиннадцатого тысячелетия до нашей эры.
Экономика обитателей этого места была основана в основном на охоте и собирательстве. Миндаль, фисташки и бобовые, по-видимому, были наиболее интенсивно используемыми ресурсами дикорастущих растений. Дикие овцы и олени были наиболее интенсивно используемыми животными ресурсами, составляющими ок. 36% и 27%, соответственно, останков млекопитающих в фаунистическом сообществе. Останки овец/коз в совокупности составляют около 43% костей млекопитающих. Среди тех типов костей, по которым можно определить разницу между овцами и козами, овцы численно превосходят коз примерно в соотношении 6:1. Свинья была значительно меньшим компонентом их мясного рациона, составляя лишь около 12% останков млекопитающих. Однако обитатели участка в некоторой степени занимались свиноводством, по крайней мере, на последнем уровне застройки.
Можно с большой долей уверенности предполагать, что рацион питания осёдлых обитателей Халлан Чеми - вчерашних охотников-собирателей - мало чем отличался от питания тех охотников-собирателей, которые вели мобильный, бродячий образ жизни. Я много раз задавался вопросом: зачем охотникам рисковать жизнью, пытаясь "завалить" мамонта, если вокруг полно мелкой дичи? Кажется, протонеолитические обитатели Халлан Чеми думали так же, как и я.
Полный череп зубра (без нижней челюсти) был найден в полуподземном сооружении; по-видимому, он когда-то висел на его северной стене, обращённый к входу. Помимо этого черепа, останки крупного рогатого скота отсутствуют среди останков фауны, а это означает, что крупный рогатый скот очень редко использовали в качестве пищевого животного, если вообще когда-либо использовали.
Можно предположить, что быки и коровы были священными животными, на которых охота была запрещена. Ну, или, как я сказал, охотились на тех животных, на которых легче и проще охотиться. На козлов гораздо труднее охотиться, чем на овец. А на диких туров охотиться труднее, чем на козлов.
Есть достаточно веские доказательства существования общественных зданий, и, по-видимому, таких зданий было два в Халлан Чеми. Таким образом, вполне возможно одновременное существование двух наддомовых групп, несмотря на относительно небольшой размер сообщества. Это отличается от аналогичного случая в PPNB Beidha и другого объекта эпохи PPNB в восточной Анатолии - Невали Чори, - в обоих из которых одновременно используется только одно общественное здание.
На раскопках найдено значительное количество каменных чаш, которые украшены мотивами, имевшими символическое значение, в силу их повторяемости.
Их очевидный статус как средств символизации предполагает использование
в ритуальном приготовлении и потреблении пищи или напитков, предположительно в контексте особых случаев. Учитывая чрезвычайно высокую частоту фрагментов каменных чаш в общей совокупности артефактов, поведенческий контекст, в котором использовались каменные чаши (и, возможно, связанные с ними пестики), был, по-видимому, относительно частым явлением. В этом ключе, присутствие чрезвычайно высоких концентраций костей животных, включая ещё не разделанные части туш животных, и потрескавшегося от огня камня в центральной зоне деятельности, скорее всего указывают на регулярные пиршества.
Хейден предположил, что пиршества носили соревновательный характер. Ещё больший интерес представляют другие элементы раскопок, свидетельствующие о том, что любое такое пиршество было не столько средством конкуренции, сколько средством установления отношений сотрудничества.
Здесь я могу провести параллель с похожими пиршествами у индейцев (потлач).
Авторы статьи, ссылаясь на Шаньон, 1983, указывают на взаимное пиршество по модели Яномамо как механизм преодоления любой скрытой (если не явной) враждебности и поощрения связей сотрудничества между группами.
Так или иначе, в любом обществе, где нет государства с его аппаратом насилия, культурные мероприятия выходят на первое место. "Именно культура наделяет человеческую жизнь смыслами, даёт ей оправдание и цель, занятие по душе да и, собственно, саму душу", - говорит hyperboreus. А я ещё скажу, что при отсутствии полиции, судов и тюрем, женщины могут апеллировать только к культуре. У них появляется шанс не быть постоянным объектом насилия лишь в том случае, если они будут жить в культурном обществе. Культура — это комплекс табу, некий аналог современного Уголовного Кодекса, где расписано и указано, за какие действия человек изолируется от общества. Поэтому женщины всемерно содействовали развитию древних культов, и сами являлись душой этих культов. Вполне возможно, что и в Халлан Чеми именно женщины устраивали "пир на весь мир", который являлся составной частью какого-то неведомого нам культа.
Также в Халлан Чеми находят "палочки" с насечками, которые обычно толкуются в контексте ритуальных пиршеств - "что сделано" или "что дано". Если это так, то сама формальность системы подсчета подразумевает, что эти записи относятся к событиям, имеющим социокультурное значение. Конкретные вещи, которые подсчитываются, не поддаются археологическому исследованию, но можно пофантазировать.
Очевидное отсутствие захоронений на территории раскопок подразумевает определённые особенности организации общины в Халлан-Чеми. Как отмечалось ранее, в Халлан-Кеми до сих пор не было обнаружено человеческих захоронений, и, учитывая текущие размеры и глубину раскопок на этом участке, стало разумным заключить, что они просто не встречаются
в пределах собственно участка. Это убедительно свидетельствует о том, что человеческие останки утилизировались вдали от места проживания, возможно, на кладбище. Использование кладбищ отличается от передвижной схемы охоты-собирательства для обращения с умершими. Это также отличается от практики внутреннего интернирования, характерной для более поздних, полностью развитых неолитических культур юго-Западной Азии.
Да, скорее всего, жители Халлан-Чеми погребали своих умерших "по старинке", когда они сами ещё были охотниками-собирателями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий