"Культ по сути своей — человеческое мероприятие, в котором боги, если того пожелают, принимают участие: они «вселяются» в изготовленные человеком культовые статуи, или, если выразить то же самое в терминах позднеегипетской теологии, слетают (в форме ба) с неба на эти статуи.
Культ привлекает божественные силы на землю, или, если выразиться точнее (не прибегая к типичным для позднеегипетской теологии метафорам «верха» и «низа»), он делает их досягаемыми для человека. Когда культ прекращается, боги уходят и остаётся только материальный субстрат их былого присутствия — пустая, неодушевлённая форма. Культ соответствует локальному измерению божественного присутствия, но он представляет собой не столько ответ богу, сколько обращённое к нему приглашение и постоянное возобновление контакта", - говорит Ян Ассман.
Ба-а-а! Да это же чистой воды хлыстовщина!
Радеющий всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", то есть привлечь к себе благодать Св. Духа. Иногда Дух Святой "накатывал" на христоверов не сразу, и поэтому радения часто продолжались далеко за полночь, а в некоторых случаях и всю ночь, до рассвета. Во время самого сильного "разогрева" радеющих вдруг где-то, среди них, раздавался голос: "Идёт! Дух Святой идёт!" Услышав эти слова, старец-кормщик кричал в ответ: "Иди, Дух Божий! Иди, Батюшка!" Все разом останавливались и искали среди себя пророка; а пророк в это время уже "блажит", то есть "глаголет новыми языками".
Наиболее приемлемая гипотеза генезиса радельной пляски была предложена ещё Д. Г. Коноваловым, указавшим на связь радений с национальными игрищными и хороводными плясками. Действительно, уходящие в самую архаическую древность хороводы являются самой близкой аналогией радельному танцу.
Алексей Саврасов. "Хоровод в селе". 1873-74 г.г. |
Но что такое хоровод в селе? — Это просто игра.
Значит, всё начинается с игры.
Ну, далеко не всякая игра превращается в культ, и далеко не всякие танцы превращаются в оргии. Так же как далеко не всякая пьянка заканчивается алькогольным делирием с чертями. Однако же, если вообще не пить "горькую", никаких "близких контактов третьей степени" никогда не будет.
Значит, так. Люди начинают играть, и потом, на каком-то этапе, к их игре "подключаются" потусторонние силы. Люди начинают танцевать, и затем вдруг кто-то теряет самоконтроль и становится одержимым.
Вчера я говорил, что культ мёртвых является одним из "столпов" религии. Сегодня проявился и второй "столп" — игра, доходящая до экстаза. Есть и третий "столп" — шаманизм.
Что интересно, - здесь, у самых "корней" религиозности, нет места жрецам и священнослужителям. Они появляются тогда, "когда культ прекращается, а боги уходят".
Комментариев нет:
Отправить комментарий