14 июля 2025

Немного про пиктов.

Пикты были коренным доиндоевропейским народом Британии и Ирландии. Говорят, что они происходят от легендарного «Туата Де Дананн», «народа (богини) Даны».

Вдали от побережья, куда пикты отступили от первых кельтов после того, как последние высадились, они могли следовать своей собственной матриархальной [1] культуре, не тревожимые кельтами, в течение очень долгого времени. Но следующие волны всё более воинственных кельтов вытесняли их всё дальше на запад и север. Это заставило пиктов перенять военное снаряжение завоевателей, а именно лошадей и оружие, и в конечном итоге они стали искусными воинами в самообороне. Только в конце I века н. э. они были покорены и кельтизированы, несмотря на их героическое сопротивление в Англии, то же самое произошло ещё позже в Ирландии, в IV веке н. э.

Menhir of the Picts with symbols, Aberlemno, Tyside (Scotland)

Silver gem of the Picts displaying the same symbols: zigzag line and double disc, Norrie’s Law Hoard, Fife (Scotland) (National Museum, Scotland)

В результате этого покорения многие пикты эмигрировали в Шотландию, где они стали известны под названием «майаты» (южные пикты) и «каледонцы» (северные пикты). Они продолжали защищать свои последние «каледонские» владения в Восточной Шотландии ещё долгое время, построив многочисленные оборонительные башни. Они возводили эти круглые защитные башни, называемые «брохами», рядом со своими поселениями, которые также состояли из круглых домов, чтобы жители могли укрыться в башнях в случае чрезвычайной ситуации . Таким образом, эти брохи выполняли ту же функцию, что и нураги на Сардинии на поздней стадии их строительства. Их остатки до сих пор довольно распространены в северо-восточной Шотландии, а также на Оркнейских и Шетландских островах, самых отдаленных районах, куда отступили пикты. Лишь в IX веке н. э. последнее пиктское независимое общество было уничтожено вторжением кельтских скоттов.

The defensive tower (Broch) of Mousa, Shetland Islands (Scotland)

Общество пиктов было основано на матрилинейности, даже после того, как они были обращены в христианство ирландскими миссионерами. Пиктская матрилинейность до сих пор отражена в древнеирландской мифологической литературе, где обожествлённые персонажи и герои названы в честь матери, а не отца. Например, Гвиддион и Арианрод называются «сыном и дочерью Дон», герой Кухулин — «сыном Дейхтире», а король Конхобор — «сыном Несс», причём Дон, Дейхтире и Несс — все они являются матерями.

Некоторые элементы матриархата проникли в кельтское общество, и чем дальше кельты отдалялись от континента, тем сильнее становилось влияние пиктских моделей общественного устройства, например, в Ирландии и Шотландии, которые были самыми отдалёнными кельтскими регионами. Например, во Франции, которая стала гораздо более индоевропейской, галльские женщины не пользовались такими же правами, как кельтские женщины на Британских островах. Положение жены зависело от того, принесла ли она в брак имущество и сколько его, под «имуществом» обычно подразумевался скот. Наилучшим положением для женщины было то, когда она могла принести в брак больше имущества, чем мужчина. Тогда он считался «слугой», потому что жена становилась главой семьи. Кельтские женщины имели право распоряжаться своим имуществом сами, даже будучи замужем. Их имущество никогда не становилось собственностью супруга (существовало строгое разделение собственности), так что это, безусловно, могло дать женщинам сильное положение. Загвоздка, однако, заключалась в том, что такие браки были очень редки и ограничивались высшим классом.

-----------------------------------------------------------------------

[1] Существуют фрагменты легенд о «Maydenland», «Mayden Island» и «Maiden Castle», что означает «земля, остров или замок девственниц» в смысле независимых, воинственных амазонок; они связаны с докельтской феей Морганой как дарительницей лошадей и оружия. В действительности, например, Maiden Castle (Южная Англия) — это культовое городище на холме докельтских времён, которое позже было кельтизировано, а затем христианизировано.

Комментариев нет:

Отправить комментарий