Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "в среднем бронзовом веке доиндоевропейские лигуры из западного Средиземноморья иммигрировали на Сардинию и мирно объединились с местным неолитическим населением, внедрив туда свою мегалитическую культуру. Ранний язык населения Сардинии не был индоевропейским, а был родственным баскскому, а их образ жизни был матриархальным".
"... они отступили из прибрежной зоны, где постоянно прибывали новые завоеватели, в горные районы Сардинии".
Здесь, очевидно, имеются в виду "сарды" или "шардана" (ŠRDN). Шерданы появляются на Сардинии в период раннего бронзового века (1800-е года до нашей эры). Очевидно, их движение на юг Европы нужно рассматривать в общем контексте индоевропейских (арийских) миграций. Активно распространяться шардана начали в эпоху средней бронзы (1600-1300 гг. до н.э.) и достигли пика своей цивилизации в эпоху поздней бронзы (1300-900 гг. до н.э.).
Археологи говорят, что примерно в это время на Сардинии были обнаружены огромные запасы очень ценных минералов, таких, например, как медь, которую жители острова переплавляли вместе с привозимым оловом для получения бронзы. Но вот вопросы: кто занимался изготовлением оружия из бронзы — доиндоевропейские аборигены или пришлые индоевропейцы? Кто и для чего строил нураги?
Дело в том, что пока не совсем ясно само предназначение нурагов. Так, бывший профессор Университета в Кальяри, который занимался древними памятниками острова, Джованни Лиллиу в течение многих лет доказывает, что нураги были укреплёнными жилищами местных князьков. А Массимо Питтау, лингвист из университета в Сассари, что на севере Сардинии, не согласен с ним. Он утверждает, что когда жители острова сражались сначала против финикийцев и карфагенян в VII и VI веках до нашей эры, а позднее против римлян, эта огромная сеть оборонительных укреплений оказалась совершенно бесполезной. О ней никогда не упоминают историки, и никто из полководцев противника никогда не хвастался тем, что покорил какие-то нураги. По мнению Массимо Питтау, нураги имели в основном культовое назначение.
![]() |
Реконструкция. |
Существует предположение, что обитатели нурагов, вынужденные покидать свои башни из-за нашествия врагов, которым не могли противостоять, засыпали свои постройки землей, чтобы спрятать и сохранить. В этом, вероятно, кроется одна из причин того, что, несмотря на прошедшие тысячелетия, многие нураги в таком хорошем состоянии дошли до наших дней. Однако так едва ли поступают с фортификационными сооружениями – обычно их, наоборот, стараются уничтожить, дабы не достались врагу. И этот факт тоже говорит в пользу именно сакрального предназначения нурагов.
Любопытно кстати, что традиционные пастушеские жилища на Сардинии – пиннетты – очень напоминают нураги в миниатюре: конусообразные сооружения из камней, только с соломенной крышей.
Пиннетты кажутся выполненной из камня копией хижин-тукулей африканского Сахеля.
В общем, я более склоняюсь к тому, что нураги строились аборигенными жителями Сардинии. Возможно, появление завоевателей в прибрежных районах дало толчок сооружению более высоких (до 20 м) и "крепкостенных" нурагов. По мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была наиболее «продвинутой» в западном Средиземноморье своего времени, превосходя по сложности конструкций даже здания Великой Греции. И нельзя сказать, чтобы это строительное мастерство появилось на Сардинии внезапно, вместе с появлением на острове какого-нибудь нового этноса. Сардиния изобиловала крупными каменными сооружениями ещё в донурагический период, в 3 тыс. до н. э. В частности, Хайде Гёттнер-Абендрот указывает на т. наз. «гробницы гигантов» с великолепными фасадами (1600–1400).
![]() |
Гробница гигантов Трокулу, Сардиния, Италия. |
![]() |
Гробница великанов в Мадау, Фонни, Сардиния. |
"Они свидетельствуют как о высоком архитектурном мастерстве, так и о сильном духе общности людей, поскольку это были коллективные могилы, содержащие иногда сотни тел, с равным количеством мужчин и женщин. Это, безошибочно, указывает на эгалитарное общество, ещё в бронзовом веке, каким оно было передано из неолита на Сардинии".
Признаки матриархальной религиозности Хайде Гёттнер-Абендрот видит в так называемом «культе воды». Примечательно, что церемонии поклонения воде, которые были наиболее важными для общины, совершались жрицами. Несколько бронзовых статуэток изображают таких женщин в высоких остроконечных шляпах с длинными косами и ризе жрицы, и они представлены в молитвенном жесте, иногда держа в руках горящие факелы, жертвенные чаши или другие предметы.
![]() |
Бронзовая статуэтка сардинской жрицы в остроконечной шляпе и с косами |
При раскопках внутри нурагов обнаружена кухонная утварь и прялки, колодцы глубиной до 40 метров, - так что эти башни были обитаемыми. "Женщины, возможно, как жрицы, вели вполне нормальную жизнь внутри этих священных зданий", - делает замечание Хайде Гёттнер-Абендрот. - "Это, однако, не исключает их дополнительной функции защитных сооружений на определённом этапе нурагической культуры. В позднем бронзовом веке (1300–1100 гг. до н. э.) люди селились в деревнях с круглыми домами вокруг нурагов, в зависимости от потребности в защите, имея возможность укрыться в башнях в случае угрозы. Богатые жилы металлической руды острова привлекали торговые суда из восточного Средиземноморья, прибывавшие сюда через Сицилию в качестве промежуточной остановки. Угроза для местных жителей исходила извне, с моря, поскольку микенские ахейцы не были щепетильны, когда дело касалось их собственных интересов. Их способ торговли легко превращался в набеги, что, вероятно, сильно беспокоило носителей нурагической культуры, поэтому они теперь укрепляли нураги для оборонительных целей".
Комментариев нет:
Отправить комментарий