Баски похожи на древних крито-минойцев из-за своего стремления пострадать от быка. Я имею в виду энсьерро, убегание мужчин от быков в Памплоне [1].
![]() |
Памплона на карте. |
На Крите таврокатапсии иногда заканчивались трагически для участников соревнований.
![]() |
Чаша Вафио 1, изготовленная примерно в 1500-1450 гг. до н. э. |
И у басков тоже не обходится без трагедий. Традиционный забег с быками ежегодно проводится в городе, и каждый раз есть пострадавшие. Рекордным по количеству жертв стал 1924 год, когда быки растерзали 13 и ранили 200 человек.
Мне кажется, в этой игре со смертью есть нечто сексуальное.
![]() |
Похищение Европы. Кратер краснофигурный. Глина. Ок. 450 г. до Р. Х. Тарквиния, Национальный археологический музей |
![]() |
Похищение Европы. Современное искусство. |
В этом смысле мужчины, участники соревнования, уподобляются женщинам лёгкого поведения, ищущим "приключений" на собственную задницу.
Да они при этом ещё и белые штаны надевают на себя. Кровь на белом — это аллюзия на белые простыни с красными пятнами после первой брачной ночи, которые раньше в деревнях демонстрировали перед соседями как доказательство девственности невесты. Типа, теперь она уже не "девочка".
Я вовсе не собираюсь говорить здесь о латентной (скрытой, подавленной) мужской гомосексуальности, которая здесь проявляется. Нет, здесь очевидно другое. Всё как раз наоборот. В фильме "Goodfellas" парнишка отсидел в тюрьме свой первый срок, и после освобождения мафиози встречают его со словами "You broke your cherry!" — "С порванной целочкой тебя!" То есть мафиози смотрят на него теперь как на настоящего мужика, который держал язык за зубами и ни на кого из них не "настучал".
Очевидно, здесь речь идёт об мужской инициации.
На минойском Крите, кажется, такого рода инициация была не только мужской. На фресках мы видим и девушек, принимавших участие в таврокатапсиях.
![]() |
Девочки — "бледнолицые", мальчики — "краснокожие". |
И здесь мы подходим с интересному вопросу о происхождении инициаций.
На мой взгляд, инициации зародились в женской среде, поскольку женщина — существо страдательное. Она истекает кровью каждый лунный месяц, она кровоточит при первом совокуплении с мужчиной, она испытывает боль при грубом сексе и она мучается при родах ребёнка. И это ещё не все женские "страды" я перечислил. Если собрать эти "страды" все вместе, то получатся не менее жестокие мучения, чем при прохождении мужских обрядов посвящения. Это как раз и доказывает "примордиальность" женской инициации и, в целом, женской духовности и религиозности.
Если считать, что целью инициатических обрядов является "выдавливание" души из тела, достижение пограничных состояний между жизнью и смертью, где душа встречается с духами [умерших людей], то можно допустить, что подобные состояния женщины испытывали и так, без каких-либо специальных обрядов. Особенно если присовокупить к вышеперечисленному мужские "зуботычины" по поводу и без повода. Старая кельтская пословица гласит: «Женщина в доме проливает три капли: каплю крови, каплю слёз и каплю пота».
Отсюда — чрезвычайные, сверхъестественные способности у женщин, которые мужчины тоже хотели получить [2]. По всей видимости, практика обрезания полового члена возникла как мужская альтернатива женским менструациям. Таврокатапсии и подобные игры с быками тоже можно рассматривать в русле женских "страд", когда не произошло ещё обособление и отделение мужских инициаций от женских. Кажется, баски сохранили память о тех стародавних, матриархальных временах. Все названия их инструментов содержат слог «aiz», что означает «камень», например: «aizto» – «нож», «aizkora» – «топор», «aizkolari» – «топор», «aiztur» – «долото», «aizkon» – «копьё», «orraitz» – «игла», «zilokaitz» – «шило», «aijotz» – «серп» для резки зерна и т. д. Если в их языке до сих пор отражается быт эпохи верхнего палеолита, то почему в их обычаях и традициях не могли сохраниться осколки древних инициатических обрядов?
---------------------------------------------------------------------------
[1] Не путать с испанской корридой, которая является уродством, свидетельством деградации современного общества. Перед тем, как бык выбежит на арену, его рога подпиливают, а глаза смазывают вазелином, чтобы затруднить зрение; в ноздри вставляют вату, чтобы затруднить дыхание, а в середину его гениталий вставляют иглу. Кроме того, на его ноги наносят едкое вещество, чтобы нарушить его равновесие. Всё это также не даёт ему лежать на полу. Чтобы дезориентировать его, его держат в узком тёмном помещении в течение нескольких дней. Когда его отпускают, он отчаянно бежит на свет, как будто выбегая из длинного туннеля. Он думает, что его страдания наконец-то закончились, и он будет освобождён; вместо этого он бежит на арену амфитеатра, чтобы противостоять убийцам и группе садистов...
[2] Спрашивается, зачем? Нельзя ли прожить жизнь "в кайф" и без этих чрезвычайных способностей? — Оно, конечно, можно, но только до поры, до времени... Вчера вечером я смотрел документальный фильм ("Сентинельский Остров. Общение с Первобытными Людьми"; 6:35 и далее) про аборигенов острова Сентинель (один из Андаманских островов в Бенгальском заливе). Там говорится, что Индия отправила на остров вертолёт после серьёзного цунами в 2004 году. Власти опасались, что сентинельцы не выжили. Но они ошиблись. Островитяне поселились на возвышенности незадолго до цунами. Возникает вопрос: как первобытные люди узнали о надвигающемся цунами? — Ответ может быть лишь один: у них были люди, обладавшие сверхъестественными способностями, которые могли предсказывать грядущие события. А кто не обладал такими способностями, тех смыло волною в океан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий