01 января 2024

О рабстве у индейцев северо-запада Америки.

Ю. П. Аверкиева в своей монографии "Рабство у индейцев Северной Америки" приводит свидетельства американских авторов, которым трудно поверить.

"Во время зимних праздненств, когда люди были разделены не по родам, а по тайным обществам, рабы служили пищей для членов главного общества, общества каннибалов. "Церемония каннибализма, - пишет Boas, - состояла в том, что раб убивался, раздирался на куски и съедался каннибалами. Посвящение молодого каннибала происходило в лесу, откуда он должен был возвращаться в исступлённом состоянии. Ему приготавливали раба, или же он сам съедал первого попавшегося. В легендах часты упоминания о каннибале, поедающем 2-3 рабов. Позже, с исчезновением рабства, каннибал кусал встречавшихся; ему приготовляли вместо мяса рабов вяленую мертвечину" (стр. 79).

Это описание напоминает мне бредни православных сектоведов про "хлыстов" (христоверов). Что это вообще за "церемония каннибализма", о которой я слышу впервые? И почему этот Boas не называет ни название тайного общества, ни название племени, в котором практиковалась столь странная церемония? Похоже на бла-бла-бла пустопорожнее.

И ещё одну странность я заметил. С одной стороны, Ю. П. Аверкиева говорит, что "семьи рабов жили в доме хозяина [1]", а, с другой стороны она пишет о племени кассей, ссылаясь на высказывание Sterns'а, что они "с рабами обращаются как с собаками". Что-то тут не так. Не может человек в здравом уме держать в своём доме врагов. Римляне содержали своих рабов в эргастулах [2]. 

Новейшие сведения о количестве рабов у хайда сообщает Murduck, который пишет, что "большинство домохозяйств рабов не имело, а наибольшее число их для домохозяйств равнялось трём". Ладно, я ещё могу как-то понять, если в домохозяйстве хайда имелась одна девочка-рабыня. Её можно запугать, и, при случае, с ней можно легко справиться. Но если в домохозяйстве держать трёх женщин, и тем более трёх мужчин, это будет не жизнь, а сущий ад. Аверкиева пишет, что "рабами были преимущественно захваченные в бою пленники". Это самая опасная категория рабов. И вот, при всём при этом, "раньше каждый туземец хорошего происхождения имел раба, а некоторые начальники имели пять и шесть", - свидетельствует Sproat в отношении нутка. Рабы выполняют все работы по хозяйству. Старые, дряхлые рабы ухаживают за детьми. В легендах цимшиян вождь приказывает рабам носить своё плачущее дитя. Там же сына вождя воспитывает рабыня, а рабы ухаживают за ним, приготовляют ему смолу для жевания, ежедневно перевозят его на остров, где он любит играть. Жена вождя приказывает рабам приготовить сытную пищу сыну; рабы его кормят, а мать ребёнка ничуть не боится того, что рабы могут отравить его или удавить.

Странное какое-то рабство... Нам хорошо известно, что американские индейцы наотрез отказывались работать на хлопковых и табачных плантациях "бледнолицых собак". Умирали от побоев, но не работали. Именно поэтому плантаторам пришлось завозить рабов их Африки, которые были более "сговорчивы". Значит, на юго-востоке индейцы, оказавшись в рабстве, скорее умирали, чем трудились на рабовладельцев, а на северо-западе те же индейцы работали на своих хозяев и, кажется, даже не "возникали". Даже несмотря на то, что с ними обращались "как с собаками". "Индейцы бросали пищу своим рабам, как собакам. "Иногда они не ели ничего в течение 2-3 дней", - пишет Strong. И тем не менее "разросшиеся семьи рабов поселяются в хижинах, устраиваемых за домами их владельцев". У рабов, оказывается, есть жёны и дети, они живут в своих хижинах, "плодятся и размножаются", и вовсе не думают о побеге из рабства. Ещё раз повторю: странное какое-то "рабство"...

Но всё становится понятно, если сравнить индейского раба с кошкой. Одной кошке выпадает "счастливый билет" и она попадает в семью, где кушает вместе с хозяйкой и спит с ней на одной кровати; а другая кошка попадает в дом к какому-нибудь алкашу, который пинает её ногами и забывает покормить. 

"Тлинкиты и другие племена северо-западного побережья, - пишет Henshaw, - не только освобождали своих рабов, но делали их членами племени. Вольноотпущенный пользовался правами свободного и причислялся к тому роду, к которому принадлежала его мать по рождению, или как рабыня".

Как говорил Лев Толстой, если верно то, что сколько голов - столько и умов, то так же верно и то, что сколько сердец - столько и видов любви. У каждого она - своя, индивидуальная, неповторимая. Древние греки различали несколько видов любви.


По аналогии с любовью, я думаю, что и рабство бывает разное. Потому что все люди разные. И исторические эпохи разные. И вообще всё разное.

Сама Ю. П. Аверкиева не наблюдала рабство у индейцев, а если бы и видела своими глазами, то не всё написала бы. Я вот тоже много чего вижу, но не пишу о всём, что вижу.

------------------------------------------------------------------------------

[1] Хозяин дома следующим образом рекомендуется приехавшему к нему гостю, жениху дочери: "Я Hex'hakin, это моя дочь Gaastalas, а это её мать Hek'inedzemga, а это мои рабы". Здесь показателен факт, что рабы представляются на ряду со свободными членами семьи; они не только живут в доме своего господина, но и являются составной частью семьи.

[2] Эргастулум обычно строился как глубокая яма с крышей под землёй, достаточно большая, чтобы позволить рабам работать в ней, и содержащая узкие места, в которых они спали. Эргастулы были обычными постройками на всех рабовладельческих фермах (latifundia).

Комментариев нет:

Отправить комментарий