31 декабря 2023

Потлач как обоснование лидерства.

Ю. П. Аверкиева сообщает, что такое индейский потлач.

"Обычай состоял в том, что вождь собирал праздненство и во время его раздавал своим родичам или членам племени накопленное им богатство. Своё положение вождь завоёвывал через потлачи: чем богаче он раздавал, тем больше становился его ранг, тем больше было его влияние".

Понятно, что этот обычай коренится в самых древних охотничьих практиках. Мне доводилось читать в этнографической литературе, что, например, на о. Новая Гвинея охотник прикладывает неимоверные усилия для того, чтобы стать "бигменом". Потому что настоящий "бигмен" («насяльника») должен быть богатым и щедрым.

Ю. П. Аверкиева говорит, что "полученный на таком потлаче подарок должен был позже, на потлаче же, быть возвращён. Случалось так, что кто-либо из вождей раздавал до 1000 одеял, но ожидал впоследствии получить вдвое больше".

Тут у автора концы с концами не сходятся. Она же сама связывает потлачи с вождями, - именно вожди раздают накопленное богатство. Простой индеец не может устроить потлач. Да, он может взять одно одеяло у вождя, он может взять у кого-нибудь взаймы другое одеяло, но потлач из двух одеял смешон. Да и не потлач это вовсе, а возвращение кредитору кредита с процентами. Кстати, Ю. П. Аверкиева приводит мнение F. Boas, который видит основной принцип потлача во вложении капитала в рост. Хм, если это так, то возникает вопрос: почему тогда потлачи были запрещены канадским правительством и королём Георгом? Канадские власти же никогда не запрещали деятельность банкиров, дающих деньги под проценты. Википедия сообщает, что "причиной запрета стала крайняя разорительность данного праздника <...> Племена северо-запада были самыми зажиточными в Северной Америке, и в ходе подобных демонстраций изобилия пускалось на ветер имущество и ценности на сотни тысяч долларов" (Источник).

На мой взгляд, наиболее глубинной причиной существования потлачей у индейцев северо-запада было желание удачливых охотников продемонстрировать сородичам, что удача, "фортуна", "пруха", "везуха" - на их стороне. Кстати, у древних римлян Фортуна была богиней. Она изображалась держащей в руке рог изобилия. Что, в общем, напоминает образ палеолитической "венеры" Лоссельской. 

Венера Лоссельская. 23-е тысячелетие до н. э.

В наше время президенты опираются на мощь государственного аппарата, а на что должен был опираться первобытный вождь, когда ещё не было никакого государства? Ну, вот, например, приказал бы он своим сородичам что-то делать, а один из сородичей и спросил бы его: "А что ты за хуй такой, что приказываешь нам что-то делать?!" Можно, конечно, дать в рожу тому, кто задаёт такие "каверзные" вопросы. Но это означает обречь себя на жизнь в страхе до "гробовой доски". Альтернативный вариант ответа как раз заключается в демонстрации того, что "вышние силы" способствуют удаче охотника, что "хозяйка зверей" покровительствует ему. Как там Иисус говорил иудеям? "Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира".

В то же время, надо признать, что между вождями имело место быть соревнование. Ю. П. Аверкиева сообщает, что после запрета потлачей они производились втайне, и вместо одеял вождь "продавал" медную пластину, которая являлась представителем одеял. 

Медная пластина

Эти пластины с изображением тотема на лицевой стороне являлись своего рода "банкнотами". Количество пластин было ограниченное и все они были на учёте благодаря их именам. Употреблялись они только на потлачах. И вот что особенно важно: ценность каждой пластины возрастала вместе с увеличением числа проделанных ею оборотов. Так, если один вождь купил её за 500 одеял у другого, то третьему он продавал её за 800-1000 одеял. Таким образом, ценность отдельных пластин доходила до 1200-2000 одеял. Ю. П. Аверкиева пишет: "К моменту моего приезда на побережье в 1930-1931 гг. все пластины индейцев были конфискованы правительством и отвезены в Оттаву, где я их видела позже валявшимися в складе Оттавского музея. Индейцы были в большом возмущении. Была послана делегация, но она до Оттавы не доехала, так как была возвращена обратно уже из г. Онтарио".

Чрезвычайно интересно ещё одно сообщение Аверкиевой. Она показывает, как жёны старались сделать "бигменами" своих мужей. "Одна женщина уже второй год плела корзины, их у неё было уже до 20, и все они предназначались для раздачи на потлаче. Другая вязала шерстяные шарфы; муж её был "большим вождём" (конечно номинально), и они должны были устроить большой потлач". 

Отмирание древнего обычая потлачей Аверкиева связывает с тем, что индейцы северо-запада обеднели, лишившись охотничьих и рыболовных угодий, - всё это "заграбастало" канадское правительство. Появился новый хозяин - европейское государство, - на место вождей пришли чиновники, и старая индейская социальная система пришла в упадок.

В общем, как ни крути, потлач связан с лидерством. Кто не претендует на лидерство, тому незачем плести много корзин и вязать много шарфов. 

И, конечно, потлач связывает-спутывает социум множеством нитей взаимных связей. Так и образуется то самое гражданское общество, которого ныне нет.

Тлинкитский вождь встречает гостей, приехавших на потлач.

Комментариев нет:

Отправить комментарий