31 декабря 2023

Лесная женщина.

Л. В. Кашлатова в статье "Женский пантеон божеств и духов среднеобских хантов (по данным фольклорных источников" рассказывает о лесном духе Мис-Нэ.

фольклоре она показана как красивая, привлекательная, добрая лесная женщина. Если охотник, встретивший её в лесу, соглашается жить с ней, то она приносит мужчине охотничье счастье, если отказывается, то Мис-Нэ отбирает охотничью удачу. В фольклоре обских угров есть множество сюжетов о Мис-Нэ, где она либо одаривает охотников, либо наказывает, может даже навлечь смерть. Автором записан старинный рассказ йис потыр об истории одного охотника: «Мужчину застала ночь в пути, он остановился в охотничьей избушке и решил переночевать в ней. Вдруг среди ночи дверь распахнулась и в доме оказалась женщина, лица своего она не показывала. Мужчина рассердился и прогнал её. По возвращению из леса, он никому не сказал об этой встрече. Осенью этого мужчину постигло несчастье он утонул. Во время похорон при проведении обряда гадания родственники узнали, что его наказала и забрала лесная женщина Мис-Нэ». В случае отказа жениться на Мис-Нэ мужчина через короткое время должен был умереть, та же участь ожидала весь род. Образ Мис-Нэ считается древним, её относят к первым жителям земли. Часто в сказках встречается эпизод, где говорится, что она сама выбирает себе мужа. Мис-Нэ имеет на одной ноге звериное копыто, обладает способностями быть невидимой или помешивать кипящий суп рукой вместо черпака".

Не знаю как другие читатели, а я сразу увидел в этом описании образ Бабы-Яги и образ Артемиды. Значит, наша русская Баба-Яга — это alter ego Артемиды! Обе они изначально являются "хозяйками зверей". Отличие лишь в том, что в аутентичной языческой мифологии "хозяйка зверей" предстаёт как "красивая, привлекательная, добрая" женщина, а в русских сказках она выглядит как страшная бабчила (очевидно, такая пертурбация образа произошла под влиянием церковно-православного нарратива). 

Баба-Яга
 
Диана

Тут самое главное, что "лесная женщина сама выбирает себе мужа". Вспомним о том, что шаманов называют "избранниками духов".

Параллельно раскрывается образ Хозяйки Медной горы из сказа П. П. Бажова. Хозяйка выбрала Степана за его умение сконцентрироваться на работе (а где концентрация, там и медитация), за его своеобразный "перфекционизм" и сказала, что замуж за него выйдет.

"Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

— Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, — душному козлу, — с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

Парень даже сплюнул вгорячах:

— Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

А она видит, как он плюется, и хохочет.

— Ладно, — кричит, — потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зелёный мелькнул".

Стёпа, конечно, ничего не понял. Тут речь идёт о духовном, мистическом браке. Очевидно, лесные духи, типа Мис-нэ, являются исконными обитателями Земли, и иногда они выбирают себе некоторых людей, бог весть для чего. Как, например, Кибела выбрала пастушка Аттиса. 

Трагическая судьба Аттиса напоминает сказанное в истории про охотника: "В случае отказа жениться на Мис-Нэ мужчина через короткое время должен был умереть, та же участь ожидала весь род".

Понятно, что духовное "совокупление" охотника с лесной женщиной возможно лишь в состоянии исступления, то есть "исхода" души из тела. А это есть предсмертное состояние. Вот почему встреча с Мис-нэ (или Бабой-Ягой, или Артемидой) чревата смертью для человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий