Л. В. Кашлатова в статье "Женский пантеон божеств и духов среднеобских хантов (по данным фольклорных источников" рассказывает о лесном духе Мис-Нэ.
"В фольклоре она показана как красивая, привлекательная, добрая лесная женщина. Если охотник, встретивший её в лесу, соглашается жить с ней, то она приносит мужчине охотничье счастье, если отказывается, то Мис-Нэ отбирает охотничью удачу. В фольклоре обских угров есть множество сюжетов о Мис-Нэ, где она либо одаривает охотников, либо наказывает, может даже навлечь смерть. Автором записан старинный рассказ йис потыр об истории одного охотника: «Мужчину застала ночь в пути, он остановился в охотничьей избушке и решил переночевать в ней. Вдруг среди ночи дверь распахнулась и в доме оказалась женщина, лица своего она не показывала. Мужчина рассердился и прогнал её. По возвращению из леса, он никому не сказал об этой встрече. Осенью этого мужчину постигло несчастье – он утонул. Во время похорон при проведении обряда гадания родственники узнали, что его наказала и забрала лесная женщина Мис-Нэ». В случае отказа жениться на Мис-Нэ мужчина через короткое время должен был умереть, та же участь ожидала весь род. Образ Мис-Нэ считается древним, её относят к первым жителям земли. Часто в сказках встречается эпизод, где говорится, что она сама выбирает себе мужа. Мис-Нэ имеет на одной ноге звериное копыто, обладает способностями быть невидимой или помешивать кипящий суп рукой вместо черпака".
Не знаю как другие читатели, а я сразу увидел в этом описании образ Бабы-Яги и образ Артемиды. Значит, наша русская Баба-Яга — это alter ego Артемиды! Обе они изначально являются "хозяйками зверей". Отличие лишь в том, что в аутентичной языческой мифологии "хозяйка зверей" предстаёт как "красивая, привлекательная, добрая" женщина, а в русских сказках она выглядит как страшная бабчила (очевидно, такая пертурбация образа произошла под влиянием церковно-православного нарратива).
Баба-Яга |
Диана |
Тут самое главное, что "лесная женщина сама выбирает себе мужа". Вспомним о том, что шаманов называют "избранниками духов".
Параллельно раскрывается образ Хозяйки Медной горы из сказа П. П. Бажова. Хозяйка выбрала Степана за его умение сконцентрироваться на работе (а где концентрация, там и медитация), за его своеобразный "перфекционизм" и сказала, что замуж за него выйдет.
"Забежала на вершину, оглянулась и говорит:
— Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, — душному козлу, — с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!
Парень даже сплюнул вгорячах:
— Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.
А она видит, как он плюется, и хохочет.
— Ладно, — кричит, — потом поговорим. Может, и надумаешь?
И сейчас же за горку, только хвост зелёный мелькнул".
Стёпа, конечно, ничего не понял. Тут речь идёт о духовном, мистическом браке. Очевидно, лесные духи, типа Мис-нэ, являются исконными обитателями Земли, и иногда они выбирают себе некоторых людей, бог весть для чего. Как, например, Кибела выбрала пастушка Аттиса.
Трагическая судьба Аттиса напоминает сказанное в истории про охотника: "В случае отказа жениться на Мис-Нэ мужчина через короткое время должен был умереть, та же участь ожидала весь род".
Понятно, что духовное "совокупление" охотника с лесной женщиной возможно лишь в состоянии исступления, то есть "исхода" души из тела. А это есть предсмертное состояние. Вот почему встреча с Мис-нэ (или Бабой-Ягой, или Артемидой) чревата смертью для человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий