Ю. П. Аверкиева в монографии "Рабство у индейцев Северной Америки" (Ленинград, 1941) говорит, что на северо-западном побережье рабство бытовало, вероятно, с IX-X вв. до конца XIX столетия.
Интересно, а что было раньше? В VIII веке не было рабства?
Автор пишет о наличии богатых и бедных среди индейцев побережья конца XIX века. Богатыми становились те индейцы, которые имели много сыновей-помощников. Вождём рода обычно являлся глава наиболее влиятельной семьи; он же был обычно и вождём посёлка. "Глава хозяйства, которое превосходит богатством, численностью и влиянием все другие в селении, номинально является вождём селения". Слово "вождь" является синонимом "богатый" в языках индейцев побережья.
Частной собственности на угодия ещё не существовало; рыбалки, охотничьи, ягодные и другие территории считались собственностью рода. Вторжение на территорию рода чужеродца влекло за собою наказание его, вплоть до смерти.
С разложением родо-племенных отношений участились попытки богатых и влиятельных семей захватить лучшие участки в частное пользование. У северных племён наследовал обычно племянник, к которому переходили права его дяди на пользование охотничьими территориями и рыбалками, его дом, лодки, рабы, его имена и пляски. В случае отсутствия племянника всё это переходило его матери или тётке.
Но были часты отклонения от этого правила. В легендах цимшиян встречаем описание случаев передачи права на территорию сыну.
Характерный случай приводится в легенде хайда об индейце, который пользовался одним ручьём и передал его своему сыну, и за это его сестра стала бросать в ручей грязь. Действия сестры объясняются тем, что согласно правилам наследования её племени её брат должен был передать свой ручей не сыну своему, а сыну сестры, своему племяннику. Этот случай в легенде характеризует процесс разрушения материнских прав в связи с укреплением частной собственности.
Хотя родовые угодья не были ещё собственностью вождей, но пользование ими обязывало членов родов отдавать часть своего промысла вождю, как распорядителю этих угодий.
Я думаю, что эти подношения возникли сами собой, из естественного желания членов слабых родов заручиться поддержкой местного "кулака" и его сыновей. "Если на меня станут катить бочку члены других родов, я попрошу помощи у вождя", - думал про себя "маленький человек" из племени тлинкит, наваливая на плечи горную козу и направляясь к дому вождя.
Многие "прогрессивные" учёные этнографы называли "дикарями" членов родо-племенных обществ. В таком случае, их обычаи следовало бы называть "дикарскими". Но вот что удивительно: существовал в советском обществе XX века и существует в постсоветском обществе XXI века такой же "дикарский" обычай "давать на лапу". Он сам собою зарождается в среде "глубинного народа": какая-нибудь тщедушная старушенция суёт "дохтуру" "тыщёнку", чтоб он её хорошо лечил. Похожим образом в стародавние времена женщины во время сбора ягод в лесу оставляли лешему угощение в виде пищи и обязательно отдавали ему первую горсточку ягод, подкупая этим благосклонность лесного духа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий