Р. В. Кинжалов в статье "К реконструкции древнегреческого свадебного обряда" говорит, что "наиболее ранней формой брачной церемонии следует считать так называемый тайный брак, засвидетельствованный у спартанцев. По сообщению Плутарха («Ликург», XV), «невест брали уводом, но не слишком юных, не достигших брачного возраста, а цветущих и созревших. Похищенную принимала так называемая подружка, коротко стригла ей волосы и, нарядив в мужской плащ, обув на ноги сандалии, укладывала одну на подстилке из листьев в тёмной комнате. Жених, не пьяный, не размякший, но трезвый и как всегда пообедавший за общим столом, входил, распускал ей пояс и, взявши на руки, переносил на ложе. Пробыв с нею недолгое время, он скромно удалялся, чтобы по обыкновению лечь спать вместе с прочими юношами. И впредь он поступал не иначе, проводя день и отдыхая среди сверстников, а к молодой жене наведываясь тайно, с опаскою, как бы кто-нибудь в доме его не увидел. Со своей стороны и женщина прилагала усилия к тому, чтобы они могли сходиться, улучив минуту, никем не замеченные. Так тянулось довольно долго: у иных уже дети рождались, а муж всё ещё не видел жены при дневном свете»."
Интересно, что и в обычном, более позднем браке перевозка невесты в дом жениха происходила в темноте: «Поздним вечером, взяв её (невесту) от родительского очага, везут её на колеснице к очагу жениха».
Тайные браки назывались «бесфакельными» — ададухетой гамой (схолиаст к «Алкестиде» Эврипида, 1001). В том смысле, что при обычном браке родители невесты, провожая её, зажигали факелы и несли их в процессии; родители жениха, встречая новобрачных, также держали в руках зажжённые факелы. Согласно Эврипиду (Финикиянки, 344 и сл.), зажечь свадебный факел полагалось матери жениха или матери невесты (Эврипид. Ифигения в Авлиде, 732-734).
Интересна эта связь между сексом и ночью. Молодые спартанцы, подобно ворам, тайно и украдкой, в темноте, чтобы их никто не видел, посещали своих жён. Чем это объяснить?
Наверно, тем, что молодые парни проживали все вместе в чисто мужском "междусобойчике"; они спали вместе и ели вместе; у них всё было общее, ну и, как поётся в песне,
"Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам,
Мы хлеба горбушку — и ту пополам!"
Жить в мужском братстве значит делить всё пополам с братьями. Поделиться горбушкой хлеба? - да не вопрос! А вот делиться девушками, видимо, желающих не было. И поэтому нашедшие своё "сокровище" прятали его от собратьев по "мужскому дому", и тайно, по ночам, ходили "налево", оставляя своих друзей в неведении. Типа, «меньше знаешь — крепче спишь». Зачем показывать своё богатство тем, у кого его нет? Может зависть пробудиться, и тогда братья превратятся в злейших врагов.
Конечно, здесь возможны иные подходы к объяснению этого архаичного обычая. Например, ночь — это "женское" время суток, а день — "мужское" время. Днём, когда свет светит, надо служить Богу (Зевсу, например), а ночью, когда темно, можно тайно кадить Афродите. Ну, примерно так Иисус говорил "соглядатаям": «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
![]() |
| Лаконская бронзовая статуэтка воина в плаще и шлеме коринфского типа с гребнем. Поздний архаический период Греции, около 520-480 гг. до н. э. Изготовлена в Спарте. |
А вот и "кесарь" на троне восседает:
![]() |
| Беотийская фигура этронированной богини, держащей в руках ребёнка. Датированная около 480-450 года до н. э., она была найдена в Фивах. |

.%20%D0%94%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%20480-450%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%20%D0%BD.%20%D1%8D.%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%A4%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%85.jpg)
Комментариев нет:
Отправить комментарий