01 декабря 2025

О ливийских амазонках.

H. А. Добронравин и Ю. В. Пригорицкая в статье "Повелительницы людей и духов в средневековой Африке" говорят, что "в античном мире амазонок считали жительницами одной из областей Малой Азии, предгорий Кавказа и Меотиды (Азовского моря), либо обитательницами Ливии.

При этом  нельзя исключать того, что на представления о «ливийских» амазонках каким-то образом повлияло реальное положение женщин в некоторых областях Сахары и Сахеля, например, у туарегов, возводивших своё происхождение к пришедшей с севера прародительнице Тин-Хинан.

Вплоть до XX в. в оазисе Гат (в современной Ливии) ежегодно устраивались «девичьи бои», во время которых девушки носили одежду воинов. Существует предположение о том, что в древности такие состязания были посвящены богине-воительнице Тиннит. Тиннит указывала путь караванам и сотворяла источники воды, что позволило карфагенянам отождествлять её с Астартой. По мнению М. Айюба, «имя Тиннис связывалось с именем египетской богини Нейт, которой поклонялись в городе Саис... Её звали там матерью Солнца и коровой, несшей Солнце меж своих рогов»; возможна также связь между Тиннис и Афиной".

св. корова в Египте

Об этих "девичьих боях" я писал (см.: Ритуальные бои) и высказывал своё предположение, что они были связаны с таким понятием как "божий суд". Предполагалось, что в критической ситуации Бог укрепит силы праведника, не позволит одержать победу лжецу. Например, в средневековой Европе практиковалось испытание крестом. Истец и ответчик ставились у креста с поднятыми руками, и тот, кто первым опускал руки, считался виновным.

Что касается коровы с Солнцем между рогов, "и в Египте, и в Куше большое значение имела богиня Хатхор в облике женщины или дикой коровы, подтверждавшая право фараона на царство.

Богиня Хатхор в облике коровы вскармливает своим молоком молодого принца, будущего фараона Аменхотепа II. Новое царство, 18-я династия, ок. 1427-1401 гг. до н.э.

В предании народов группы манден сходная функция принадлежит буйволице Соголон, матери эпического героя Сундьяты. В мифологических представлениях йоруба, восходящих ко времени их пребывания в Судане, в образе  буйволицы выступает богиня Ойя. В её культе используются рога буйвола. Фигурка женщины (божества?), держащей в руках такие рога, была обнаружена при раскопках в Ифе и датируется XII-XV вв".



Комментариев нет:

Отправить комментарий